В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Следует подчеркнуть, что проблема подготовки жизнеспособной личности не является принципиально новой для педагогики. Вопрос о связи школы с жизнью, о необходимости такого воспитания, которое не ориентирует на некое неопределенное и очень отдаленное будущее, а позволяет жить уже сегодня и сейчас, поднимался многими мыслителями. В частности, Л.Н.Толстой довольно резко критиковал образование, отгороженное от внешнего мира "китайской стеной книжной мудрости", так как был убежден, что главное средство для приобретения знания есть непосредственное отношение к явлениям жизни.
Практически те же требования к школе предъявлял и Дж.Дьюи. Цель образования, по его мнению, — подготовить ребенка к жизненному успеху, к решению жизненных задач. Одна из главных проблем, стоящих перед школой: как познакомить молодежь с прошлым так, чтобы это знакомство было мощным средством в оценке живого настоящего и проектировании будущего? Она не должна выпускать людей, умелых лишь в учении, но неготовых к самореализации в обществе. Можно обладать всеми знаниями, но при этом потерять самого себя. Освоение мира может происходить только как результат познавательной активности детей. Школе, которая долгое время была оторванным от жизни уголком, где учат уроки, необходимо стать моделью социума, местом жизни человека. Дж.Дьюи отстаивает идею "открытости" образовательной системы. Учебная задача должна, по мнению ученого, рассматриваться как жизненно важная проблема, в решении которой формируется не только ученический, но и общекультурный опыт.
В современных условиях такая позиция становится единственно возможной. Ее реализация, а значит, и обеспечение условий для воспитания жизнеспособности молодого поколения, предполагает несколько направлений.
Во-первых, переход от знаниевого к компетентностному подходу. Он позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей их использования для решения конкретных жизненных задач. Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения, но они в то же время позволяют жить в настоящем, так как характеризуют готовность человека к самостоятельному решению различных проблем на основе имеющихся внутренних и внешних ресурсов. В связи с этим компетент-ностный подход можно рассматривать как один из ведущих принципов воспитания жизнеспособности личности.
Во-вторых, важным условием подготовки молодого поколения к жизненному успеху, к преодолению возможных трудностей, выбору собственного неповторимого пути является возрождение системы социального воспитания, разрушенной в 90-е гг. прошлого века. Негативизм по отношению к воспитательной деятельности, возникший на волне социально-экономических и политических потрясений, привел к образованию идейного вакуума. В этих условиях молодое поколение утратило ценностные ориентиры. Дефицит духовности не мог не сказаться на уровне жизнеспособности молодежи, поскольку это качество носит интегральный характер и определяется не только природными особенностями, но и нравственной культурой личности. Сейчас очевидна необходимость восстановления традиций отечественного воспитания. Оно должно быть не декларативным и принудительным, а продуктивным, наполненным личностными смыслами. Это станет возможным, если молодежь будет активно вовлекаться в разнообразные социально-культурные практики, участвовать в решении актуальных проблем. Это может быть работа по сохранению культурного наследия, исторических памятников, охране окружающей среды, оказанию шефской помощи ветеранам, сиротам и др. Деятельность учащихся должна носить социально значимый характер, формировать понимание роли личности в обществе и личностной ответственности за то, что происходит в мире, приводить к преобразованию (гармонизации) общества и личности.
В-третьих, действенным средством воспитания жизнеспособности могут стать практически все базовые школьные предметы. Так, естественнонаучные дисциплины формируют те стороны этого качества, которые связаны с его природной составляющей, гуманитарные — с духовной. На уроках биологии, химии, физики, географии учащиеся, знакомясь с различными экстремальными ситуациями, узнают, какими физиологическими и психическими возможностями обладает человек, чтобы противостоять природным катаклизмам, и что он должен делать, чтобы их предупреждать. Особая роль в воспитании жизнеспособности принадлежит таким предметам, как литература и история. Преимущество литературы заключается в том, что она дает не только опыт познания, но и опыт сопереживания, позволяет задействовать не только когнитивные структуры личности, но и ее эмоционально-волевую сферу. В основе любого литературного произведения лежит конфликт, предполагающий пребывание героя в нестандартных ситуациях, требующих напряжения душевных и физических сил. Погружение в символическую реальность позволяет ученику "прожить" различные обстоятельства, испробовать различные модели поведения в них.
Сущность и задачи научного исследования в социальной педагогике
Научное исследование – это процесс выработки научных знаний, один из видов познавательной деятельности учёного. Любое научное исследование характеризуется определёнными качествами: объективностью, во ...
Методика организации и проведения игр на уроке
иностранного языка в младших классах
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тре ...