В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Под индивидуализированностью обучения иноязычной речевой деятельности понимается «соотнесенность компонентов процесса обучения с компонентами личностной (при ее ведущей роли) субъектной и индивидной подструктур индивидуальности каждого ученика». При обучении иноязычной речевой деятельности в педагогических технологиях особое внимание уделяется личностной индивидуализации. В процессе организации работы над развитием навыков и умений говорения на иностранном языке изучение разговорной темы строится таким образом, чтобы учебные задания как можно полнее соотносились с компонентами личностной подструктуры каждого ученика. Конкретно, с контекстом его деятельности, жизненным опытом, мотивами, интересами, чувствами, мировоззрением, статусом личности.
Под статусом личности в качестве компонента личностной структуры ученика следует иметь в виду речевой статус, который характеризует ученика как речевого партнера. Речевой статус определяется числом учащихся, которые чаще всего и охотнее всего общаются с этим учеником.
Перечисленные компоненты личностной подструктуры являются такими внутренними источниками личности, которые питают ее речевую деятельность и служат, благодаря этому, основными каналами осуществления личностной индивидуализации. Главное назначение личностной индивидуализации заключается в обеспечении коммуникативной мотивации, поскольку предлагаемые ученику сюжеты к ситуации по разговорной теме должны отвечать требованиям максимальной жизненной достоверности.
В практике преподавания иностранного языка в школе личностная индивидуализация должна пронизывать весь процесс работы над темой и учитель с первых уроков замыкает задания на личность ученика. Такая личностная ориентированность в технологиях индивидуализации тесно связана со знанием круга интересов ученика, его духовных потребностей, хобби, прошлого опыта, контекста деятельности. У педагога, работающего с учащимися ряд лет, накапливаются подобные сведения, и он знает, как относится к иностранному языку каждый обучаемый вместе с речевым статусом и внеучебными интересами. В целях конкретизации необходимых сведений об интересах учащихся предполагается проведение анкетирования перед изучением новой темы разговорной речи на иностранном языке.
Вопросы в тематической анкете формулируются не произвольно, а каждый из них направлен на сбор информации по конкретному компоненту личностной подструктуры (т.е. по контексту деятельности в настоящем, по прошлому опыту, по планам на будущее и т.д.).
Составитель анкеты предварительно учитывает содержание вопросов, совпадающих с формулировкой будущих речевых заданий. Данное обстоятельство помогает заблаговременно обеспечить учащихся необходимым материалом для выражения своих мыслей на иностранном языке. Учитель видит свою задачу и в том, чтобы, осуществляя межпредметные связи, наиболее эффективно использовать сумму знаний, полученных учащимися на уроках литературы, истории, географии, и помочь им реализовать эти знания на иностранном языке в ходе работы над разговорной темой.
Важным в технологиях индивидуализации для развития речевых коммуникативных умений представляется организация работы над иноязычным текстом. Тексты в технологиях рассчитаны на всех учеников сразу, а не на конкретного ученика с кругом его индивидуальных особенностей и интересов. Обычная форма чтения текста, постановка вопросов по его содержанию и последующий пересказ носит явно формальный характер, поскольку учащимся неинтересно пересказывать то, что известно всей группе, в этой связи они в основном не слушают рассказчика.
В соответствии с закономерностями технологий индивидуализации работа с текстом осуществляется следующим образом:
Прежде чем приступить к работе над текстом, о содержании которого знают учащиеся, раскрывается его значимость для каждого из учеников, выясняя отношение каждого к содержанию изучаемого объекта.
При чтении текста дается более конкретная, с точки зрения личностной индивидуализации, установка: «просмотрите текст еще раз и скажите, чем для вас привлекателен предмет рассмотрения в данном описании или повествовании. В данном случае обучаемые не просто пересказывают содержание текста, а конкретно используют его материал для выражения своих собственных мыслей.
На этапе работы с текстом учащимся предлагается составить и обосновать собственный план действий, обозначенных в тексте в вариативном изложении на иностранном языке. Составленный учащимся рассказ по аналогии с предложенным в начале текстом, должен быть окрашен личностным смыслом и аргументацией своей точки зрения.
Обеспечение индивидуализированности при обучении речевой коммуникативной деятельности на иностранном языке осуществляется при сочетании индивидуальной и группой работы с учебным материалом, который позволяет сильным и средним (по подготовке) ученикам вести за пределы текста. Здесь имеет место и технологии дифференциации, поскольку слабые учащиеся усваивают лишь основное содержание предложенного текстового материала на иностранном языке, не прибегая к составлению его аналогий в вариативном плане.
Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического напра ...
Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка
По мнению В.Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы компле ...