В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Источники поступления окислов серы и азоты в атмосферу могут иметь как природное, так и антропогенное происхождение. Вклад антропогенных источников в образование кислотных дождей во много раз превышает вклад природных источников. На основе изучения процесса возникновения кислотных дождей в атмосфере выделим следующие блоки модели (рис. 6).
Диоксид серы, попавший в атмосферу, претерпевает ряд химических превращений, ведущих к образованию кислот.
Частично диоксид серы в результате фотохимического окисления превращается в триоксид серы (серный ангидрид) SО3:
2SO2 + O2 ® 2SO3,
который реагирует с водяным паром атмосферы, образуя аэрозоли серной кислоты:
SO3 + Н2O ® Н2SO4.
(Ученикам раздают схему образования кислотных аэрозолей и дождей (рис. 7).)
Основная часть выбрасываемого диоксида серы во влажном воздухе образует кислотный полигидрат SО2•nH2O, который часто называют сернистой кислотой и изображают условной формулой Н2SО3:
SO2 + H2O ® H2SO3.
Сернистая кислота во влажном воздухе постепенно окисляется до серной:
2Н2SО3 + О2 ® 2Н2SO4.
Аэрозоли серной и сернистой кислот приводят к конденсации водяного пара атмосферы и становятся причиной кислотных осадков (дожди, туманы, снег).
Естественные источники Естественные источники соединений серы. NOx
Рис. 6. Блок-схема модели возникновения кислотных осадков в атмосфере.
Рис. 7. Схема образования кислотных аэрозолей и дождей
При сжигании топлива образуются твердые микрочастицы сульфатов металлов (в основном при сжигании угля), легко растворимые в воде, которые осаждаются на почву и растения, делая кислотными росы.
Аэрозоли серной и сернистой кислот составляют около 2/3 кислотных осадков, остальное приходится на долю аэрозолей азотной и азотистой кислот, образующихся при взаимодействии диоксида азота с водяным паром атмосферы:
2NО2 + Н2О ® НNО3 + НNО2.
Существуют еще два вида кислотных дождей, которые пока не отслеживаются мониторингом атмосферы. Находящийся в атмосфере хлор (выбросы химических предприятий; сжигание отходов; фотохимическое разложение фреонов, приводящее к образованию радикалов хлора) при соединении с метаном (источники поступления метана в атмосферу: антропогенный – рисовые поля, а также результат таяния гидрата метана в вечной мерзлоте вследствие потепления климата) образует хлороводород, хорошо растворяющийся в воде с образованием аэрозолей соляной кислоты:
Сl• + СН4 ® CН•3 + НСl,
СН•3 + Сl2 ® CН3Cl + Сl•.
Очень опасны выбросы фтороводорода (производство алюминия, стекольное), который хорошо растворяется в воде, что приводит к появлению в атмосфере аэрозолей плавиковой кислоты.
4. Выпадение кислотных дождей
Впервые кислотные дожди были отмечены в Западной Европе, в частности Скандинавии, и Северной Америке в 1950-х гг. Сейчас эта проблема существует во всем индустриальном мире и приобрела особое значение в связи с возросшими техногенными выбросами оксидов серы и азота (рис. 8).
Проведение праздника
В подготовке и проведении праздника участвует весь коллектив детского сада. Каждый отвечает за вверенный ему участок: оформление зала, подготовку костюмов, расстановку и уборку различных предметов. В ...
Эмоциональное общение с ребенком в семье
Перед вами тест, который поможет оценить, как строятся ваши взаимоотношение в семье. 1. У своих родителей вы были: а) младшим ребенком; б) средним или единственным; в) старшим ребенком. 2. Помните ли ...