В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Перед не посредственным обучением детей чему-либо следует провести подготовительную работу. Этот подготовительный период очень важен, так как здесь педагог выявляет имеющиеся у учащихся дочисловых представлений: количественных, пространственных, временных, представления о форме предметов, величине и размерах, а так же умение считать, знание чисел и цифр, умение производить действия сложения и вычитания, решать простые задачи на нахождение суммы и разности. Кроме этого выявляется уровень развитие моторики, речь ребенка, способность ребенка принимать помощь и ориентироваться в окружающей среде. Принимая во внимание все это, учитель может правильно спланировать фронтальную работу с классом с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Первое знакомство детей с понятиями «тяжесть предмета» и «емкость сосудов» происходит в первом классе. Как видно из психолого-педагогической характеристики моторика и мускульные ощущения детей с ОНР развиты слабо. Поэтому необходимо организовывать такие упражнения, которые позволяли бы постепенно развивать мускульные ощущения детей. В качестве пособий могут служить предметы окружающей действительности, игрушки, брусочки, шарики, и т.д.
Учащиеся различают в начале предмет по тяжести на основе мускульных ощущений, в результате чего получают первоначальное понятие: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.
Учитель, включая учащихся в предметно-практическую деятельность, постоянно подчеркивает относительность и взаимообратность этих понятий.
Следует показать сравнение предметов по тяжести и с помощью чашечных весов, без использования гирь, на обе чашки весов кладут предметы, которые нужно сравнить по массе. Чашка весов с тяжелым предметом опускается вниз, с легким поднимается вверх. Если предметы одинаковы по массе, то чашки весов оказываются уравновешенными.
Школьники первого класса нередко отождествляют Маасу предмета с объектом или местом, которое оно занимает в пространстве. Например, когда учащийся видит куль ваты массой 1 кг и маленькую пачку соли, то они обычно говорят, что вата тяжелее, т. к. её много, а соль легче, т. к. её мало. Чтобы учащиеся не смешивали массу предмета с местом, занимаемым им в пространстве, необходимо проводить больше практических работ на сравнение тяжести разнообразных предметов, на развитие мускульных ощущений.
Также как и при формировании понятия «тяжесть предмета», при работе над формированием понятия «ёмкость сосудов» используются предметы окружающей ребёнка действительности. При этой работе тоже включают упражнения на развитие мелкой моторики и мускульных ощущений ребёнка. Такими упражнениями могут быть переливания и пересыпания из одной емкости в другую. На этих занятиях дети учатся измерять количество воды, песка, крупы и т.д. ложками, формочками кружками выясняют в какую ёмкость входит больше (меньше). Постепенно детей подводят к выводу о том, что сравнить количество воды, песка и т.д. «на глаз» можно только тогда когда они находятся в одинаковых сосудах.
На протяжении всего периода по формированию обоих понятий ведётся работа по развитию речи и обогащению словаря. Детей постоянно просят проговаривать те действия, которые они совершают, а так же выводы получившиеся в результат этих действий. Также дети усваивают новые слова, такие как: тяжелее – легче, больше – меньше; а также названия различных предметов и сосудов.
Традиционно в работе по знакомству детей с величинами выделяют некоторые этапы, характеризующиеся общностью предметных действий ребёнка, направленных на освоение понятия «величина».
Характеристика экспериментальной системы упражнений на формирование навыка
«правильности» чтения у умственно отсталых третьеклассников
Целью обучающего эксперимента является разработка системы упражнений дидактических игр, выполнение которой позволит повысить эффективность работы по формированию навыка «правильности» чтения у умстве ...
Системы защиты информации и вычислительных сетей
Все угрозы возникающие у информационных систем можно объединить в обобщающие их три группы. Угроза раскрытия – возможность того, что информация станет известной тому, кому не следовало бы ее знать. У ...