В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Большое место в исследовании Г.Н. Годиной занимает изучение процесса формирования самостоятельности у малышей, которая рассматривается автором как качество, необходимое для организации совместной деятельности детей. Самостоятельность определяется ею как некоторая независимость ребенка от взрослого, способность ставить перед собой цель и достигать ее известными ему способами.
Проявляя самостоятельность, дети освобождаются от опеки взрослого, начинают вступать в отношения со сверстниками, усваивают нормы общения с ними, что приводит к развертыванию сферы взаимоотношений.
В исследованиях раскрываются и методические стороны педагогического руководства, направленного на решение воспитательных задач.
Так, Г.Н. Година подчеркивает особую роль труда по самообслуживанию, в процессе которого ребенок начинает осознавать цену заботы о себе, про являть заботливость и по отношению к близким.
Р.С. Буре рассматривает значение дежурств, которые ставят детей в условия ответственности перед группой и педагогом за своевременное и качественное выполнение своих обязанностей. Автор показывает различия в объединениях детей при организации общих поручений и дежурств: в тех случаях, когда задание предлагается как общее для двух или нескольких детей, возникает необходимость, совместных решений, взаимодействий, что создает возможности для формирования взаимоотношений. Особую роль в воспитании автор отводит организации коллективной деятельности всей группы, в которой дети приобретают опыт работы "звеном", самостоятельно решая все вопросы, связанные с ее организацией, распределением работы и получением результата, качество которого зависит от усилий каждого участника. Именно в таком труде ребенок начинает чувствовать свою ответственность за общий результат, осознает себя участником общего дела.
Если в представленных выше исследованиях анализировалась деятельность, организуемая воспитателем, то работа Р.С. Буре и Л.Ф. Островской (1972) обращает внимание на самостоятельную деятельность детей, организуемую ими в повседневной жизни по интересам, создающую возможности для формирования эмоциональной и волевой действенно-практической сферы личности ребенка, приобретения им опыта жизни среди сверстников. Значительный интерес представляет взгляд авторов на общую гуманистическую направленность педагога в его воздействиях на детей и необходимость выбора им наиболее адекватной позиции во взаимодействии с ними в складывающихся ситуациях: позиция обучающего, партнера или отстраненного наблюдателя. Однако, как подчеркивают авторы, смена позиции не есть смена его роли как руководителя детьми: в любой позиции воспитатель должен находиться "на вершине педагогического руководства" непрерывным педагогическим процессом. В этой работе фактически представлено описание модели личностно ориентированного стиля руководства. Такой подход позже был теоретически обоснован в концепции дошкольного воспитания, нашел отражение в ряде исследовательских работ (В.Р. Лисина, В.А. Петровский, Т.А. Репина и др.), а также в авторских программах ("Истоки", "Радуга", "Детский сад - дом радости" и др.).
Большое место в исследованиях 70-х годов занимает изучение проблемы воспитания у детей доброжелательных взаимоотношений, отражающих внимание их к интересам друг друга, поддержку устремлений, а также возможностей для реализации своих потребностей.
Наибольшее значение в воспитании взаимоотношений придается сюжетно-ролевой игре Р.А. Иванкова, Р.И. Жуковская, А.П. выдвигается вопрос о влиянии игрового взаимодействия детей на их формирование коллективистических качеств дошкольника.
Р.И. Жуковская (1972) рассматривает возможности сюжетно-ролевой игры для становления взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста и использует для этой цели игры-занятия, на которых внимание детей сосредотачивается на доступных их пониманию жизненных явлениях, что помогает формировать культуру поведения и нравственные чувства.
В.Г. Нечаева (1972) показывает, что средством формирования взаимоотношений между детьми являются правила, регулирующие поведение детей в окружении сверстников. Автор продолжает линию исследований, в которых изучалась роль правил в воспитании дошкольников (см. Е.Ю. Демурова, В.А. Горбачева, Л.В. Артемова). Автор вскрывает глубинную связь правил с воспитанием: он доказывает, что знание правил не обеспечивает нравственного поведения, нередко такое знание вызывает у ребенка чувство превосходства над другими детьми и используется им при обращении с жалобой к воспитателю, что вызывает чувство ущемлённости, озлобления или тревоги по отношению к "жалобщику".
Психология профессионального самоопределения учащихся на уроках технологии
в рамках предпрофильной подготовки
"3нание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет или же знаем, где найти о нем сведения". Б. Франклин 2. Актуальность и перспективность опыта. "Нужно иметь в голове великое множество р ...
Теория совершенства детской природы
Определенность детской природы можно видеть в её совершенстве или несовершенстве. Теорию совершенства детской природы с наибольшей решительностью защищали Жан Жак Руссо и Л.Н. Толстой. Основанием это ...