В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
История изучения эмоций в российской психологии пережила периоды взлета и падения. В конце XIX - начале XX века изучением эмоций занимались такие психологи, как И.А. Сикорский, Н.Я. Грот, Николай Николаевич Ланге, В.В. Зеньковский. Ланге называет эмоции «золушкой психологии», считая, что они не заслуженно обойдены вниманием исследователей в пользу «сестёр-мышления и воли».
В книге «Психология детства» психолог и педагог, богослов и философ В.В. Зеньковский отводит эмоциональным явлениям одно из первых место по их значению в развитии ребенка: «Вопреки обычному порядку в изложении психической жизни ребенка в течение раннего детства мы выдвинем на первый план изучение эмоциональной жизни его в это время, исходя из указанного уже принципа, что эмоциональная сфера имеет в это время центральное значение в системе психических сил».
Эмоции, по В.В. Зеньковскому, - это «прежде всего, сама естественность, грация и свобода». Как считает этот исследователь, когда в душе ребенка утверждается интерес к внешнему миру, тогда кончается период раннего детства. Эмоциональная сфера в это время перестает играть прежнюю роль, исчезает понемногу непосредственность и грация детской души.
Невнимание, невостребованность и даже как бы не существование в течение многих лет ряда проблем воспитания, связанных с определенными сторонами эмоциональной жизни ребенка, можно объяснить и специфическими для нашей страны причинами социального характера. Основные из них - это существовавший многие годы стабильный уклад в форме тоталитарного государства, а также всеобщая идеологизация жизни людей.
В 1872 году Чарльз Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных». Ученый показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Согласно этой теории эмоции помогают организму адаптироваться к условиям и ситуациям его жизни.
Идеи Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Её авторами являются американский психолог У.Джеймс и датский ученый Карл Ланге. По теории Джеймса-Ланге первопричинами эмоций являются органические изменения. Ученые утверждают, что «сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме, и только затем - как их следствие - возникает сама эмоция».
Наряду с одобрением теория Джеймса-Ланге встретила ряд возражений. Так, психолог Уолтер Бредфорд Кеннон один из первых обратил внимание на то, что «телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, весьма похожи друг на друга, и как таковые недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественное многообразие существующих у человека эмоций».
Уолтер Бредфорд Кеннон считал эмоциональным центром таламус. Возникновение эмоций - это результат одновременного возбуждения через таламус симпатической нервной системы и коры головного мозга.
Высказанные Кенноном положения были развиты П.Бардом. Он доказал, что телесные изменения и связанные с ними эмоциональные переживания возникают почти в одно и тоже время. В результате концепция Кеннона получила название теория Кеннона-Барда.
Таким образом, влияние эмоций на человека генерализовано, но каждая эмоция воздействует на организм по-своему. Переживание эмоций изменяет уровень активности головного мозга, управляет эндокринной, кровеносной и дыхательной системами организма.
Эмоции «могут омрачить восприятие окружающего мира или расцветить его яркими красками, повернуть ход мыслей к творчеству или меланхолии, сделать движения легкими и плавными или, наоборот, неуклюжими»
Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. На чувственном уровне эмоция представляет собой переживание, имеющее непосредственную значимость для индивида. Переживание эмоции может вызвать в сознании процесс совершенно независимый от когнитивных процессов.
Предполагается, что «эмоция - это функция соматической нервной системы, которая управляет произвольными движениями, и что соматически активированная эмоция мобилизует вегетативную нервную систему (которая регулирует деятельность внутренних органов и систем, состояние тканей организма), а та в свою очередь может подкрепить и усилить эмоцию».
Психолого-педагогическая характеристика детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР
Когда говорится о норме развития, подразумеваются общепринятые уровни развития некоторых составляющих – интеллекта, мышления и др. психических функций, эмоционального развития, соответствующих возрас ...
Характеристика процесса социализации: агенты, средства, этапы, факторы
Социализация - процесс развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходи во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенапра ...