В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Одним из величайших достижений развития современной психологической науки является, на наш взгляд, разработка и теоретическое обоснование психологической модели развития субъективной реальности в онтогенезе. Данная модель, построенная в рамках психологической антропологии, позволила перейти на качественно новый уровень осмысления процессов развития человека.
"Гуманитарная парадигма в науках о человеке предлагает видение человека в его целостности и специфике, как существо одновременно природно-телесное, общественное и душевно-духовное".
"Целостное описание человека и его психологической организации возможно осуществить посредством основных представлений о человеческой субъективности, а также - если рассматривать его через формы целостной (тотальной) организации, через его различные проекции (срезы) как целого". Необходимо различать понятие "психика" и понятие "субъективность". Субъективность рассматривается "как особая интегративная форма общественного бытия человека, как форма освоения человеком мира. Определяющим свойством ее выступает способность ассимилировать и превращать явления бытия в факты жизнедеятельности. Само возникновение и существование такой способности обусловлено реализацией именно практических отношений человека к другому человеку, миру, обществу, истории, самому себе. Такое представление позволяет видеть в общественном бытии специфический уровень жизнедеятельности индивидов как субъектов. Существование этого уровня означает, что субъективность возникает уже в самом бытии, оно есть объективное требование бытия".
"Субъективность - это та категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека. Близкими по своему содержанию и смыслу являются понятия "субъективный дух", "индивидуальный дух", "душа", "человеческое в человеке", "внутренний мир" и др.".
Выделяют пять образов (проекций) субъективной реальности:
Так, в качестве особой проекции человека Б.Г. Ананьев выделял его индивидность. Человек как индивид, по его мнению, предстает в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойствах, в динамике психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках. Человек как индивид - это существо природное, телесно-органическое и жизнеспособное. "Понятие "индивид", - пишет А.Н. Леонтьев, - выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного "слаживания".
Особая проекция человека как целого - это его бытие в качестве субъекта. С.Л. Рубинштейн настаивал, что в этом своем качестве человек должен быть введен внутрь, в состав сущего, в состав бытия мира, который он и преобразует как сознательное существо и субъект действия. "Субъект в философско-психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект". Субъектность представлена пятью составляющими: желания (потребности, мотивы), чувства, разум (познавательные процессы), характер, способности.
Субъектность человека стоит как бы на пороге между его душевным и духовным бытием; это место, где духовное (значимое и осмысленное в самом себе бытие) проникает в душу. Иными словами, становление человека субъектом собственной жизнедеятельности - освоение норм и способов человеческой деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни людей - есть предпосылка и предистория становления индивидуального духа человека.
3. По сути, в традиционной психологии человек предстает преимущественно как личность; в результате происходит смешение и отождествление, по крайней мере, трех категорий: индивид, субъект, личность, что приводит к недоразумениям как терминологического, так и содержательного порядка. "Понятие личности, - пишет А.Н. Леонтьев, - выражает целостность субъекта жизни… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека". Личность - это человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Личные ценности, свобода, самостоятельность, ответственность, достоинство личности, перспективы, стратегия жизни и цели составляют психологические образования личности.
Признаки делимости
Определение. Будем говорить, что целое число а нацело делится на целое число b не равное 0 (а b) если существует целое число c, такое что a = b·c. Свойства делимости. 1. Если а b, то kаb. Доказательс ...
Детские и юношеские организации позитивной направленности
Молодёжная морская лига. Подростковая преступность и наркомания… Кто только не задумывался над вопросом: откуда у нас это зло? И что мы можем ему противопоставить? В Молодёжной морской лиге решили эт ...