В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Проблемы технологического образования в современной школе являются предметом исследований многих теоретиков педагогики и учителей-практиков. Во Владимирском государственном гуманитарном университете активно ведется деятельность по уточнению и конкретизации понятия «технологическая подготовка школьников», обосновываются новые возможности предмета “Технология” в общеобразовательной школе в связи с ее реформированием. Эти проблемы изучаются Г.А. Молевой,Г.Ю. Семеновой, Ю.И. Дорошенко, Т.С. Борисовой и другими [36]. При этом организация проектной деятельности создает учителю благоприятные условия для решения проблемы гуманизации образования. Учебный предмет “Технология” обеспечивает формирование культуры труда, технологической культуры, практических знаний и умений, отражающих распространенные методы, средства, процессы, результаты и последствия познания, применения, получения или преобразования объектов природной или социальной среды. Это позволяет учащимся успешно адаптироваться в современной технологической среде, активно участвовать в ее преобразовании и самореализоваться в окружающем мире.
Поскольку мы рассматриваем проектную деятельность как педагогическую технологию, то выделим ключевые характеристики педагогической технологии:
- целевая направленность
- теоретические позиции
- система действий учителя и ученика
- критерии оценки и качественно новый результат.
Задачи реализации проектной технологии таковы:
1. Повышать уверенность ученика в своих силах. Это означает необходимость:
- позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного,
- развивать у каждого позитивный образ себя и других,
- развивать у учащихся умение адекватно оценивать себя и свою деятельность.
2. Развивать у учащихся "командный дух" и "чувство локтя", вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
3. Обеспечивать механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи.
4. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявлять проблемы, выявлять информацию из литературы), наблюдательность, умение строить гипотезы, обобщать, мыслить аналитически.
Образовательный процесс при использовании проектной технологии строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика. Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Суть проектного обучения состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.
Поскольку предметом нашего исследования является организация проектной деятельности подростков-учащихся средних классов, то необходимо выделить педагогические характеристики именно такой проектной деятельности.
Проектная деятельность, организуемая в средних классах (с подростками) опирается на следующие правила и принципы:
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Систему действий учителя и учеников можно выделить на всех стадиях. Эту схему можно представить в виде схемы, заимствованной у И.Д. Чечель.
1. Назначение
2. Планирование 6. Защита
3. Принятие решений 5. Проверка и оценка
Рекомендации по использованию клуба для девушек «Хрустальный башмачок» в
работе социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей
Клуб — сообщество людей с едиными интересами, объединённое в организацию или ассоциацию. Различают клубы спортивные, развлекательные, политические, религиозные и т. п. Нами составлена программа работ ...
Педагогические условия воспитания основ национальной культуры у учащихся
второго класса
Младший школьный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Этот период первичной социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления его отношений с природой, людьми ...