В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
При задании «Рисуем настроение» я предлагала детям нарисовать разное настроение каждой голове дракона или другого животного.
Для развития творческого воображения детей в процессе опытно-экспериментальной работы использовались и другие упражнения, игры и задания.
При составлении практических упражнений программы развивающего обучения детей в области художественной деятельности мною было учтено, что занятие бывает продуктивно, когда обеспечено органичное единство учения и творчества. Для этого требуется отличать то, чему можно и нужно учить детей, от того, что прямому научению не поддаётся. Учить детей необходимо. Не разрушать сложившееся в дошкольном детстве отношение к художественной деятельности и не переучитывать на “правильное” изображение, а подпитывать их творчество, вооружая его новыми средствами. Потому что ребёнок растёт, и скоро “малышовые” рисунки, как их не хвали взрослые, перестанут его удовлетворять, и изобразительное творчество начнёт разрушаться. И если творчеству, как известно, обучить невозможно, то можно и необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым оно проявится у детей, а их творческие способности будут развиваться. Учить можно не только приёмам и операциям, которые принято называть «техническими», но и способам действия, опробовав которые ребёнок подготавливает себя к творчеству. Другое условие - это применение педагогических средств пробуждения творческой активности учеников. Они многообразны, а общим для них является результат: каждому ребёнку должно стать интересно то, что ему предстоит делать.
Занятие, которое будет конспективно описано ниже, является ключевым для целой группы взаимосвязанных уроков в начальных классах. На предыдущих занятиях ученики знакомились с общностью и различиями линий - пятен - силуэтов, преобразованием их друг в друга, соизмеряя их по величине (большие, средние, маленькие) и форме (округлые, угловатые, смешанные). В результате, ничего не зная о предстоящем задании, каждый ребёнок подготовил из чёрной бумаги более двадцати пятен - силуэтов разнообразных форм и величин.
Цель первой - учебной - части данного занятия показать детям действия поиска таких соединений пятен-силуэтов, чтобы получились выразительные фигуры человека, животного, сказочного существа. Для этого, кроме произведения искусства, используется методический приём, когда образ - замысел рисунка складывается не только “в голове”, а и непосредственно на листе бумаги. Поэтому образ воображения возникает не стихийно, а произвольно, - как результат решения определённой задачи: учебной, поставленной учителем, или (позже) творческой, которую поставил себе сам ребёнок. Это способствует развитию именно продуктивного творческого воображения детей. Для этого было вырезано несколько таких же, как у детей, пятен-силуэтов, которые прикреплялись на фланелеграф. Теперь пятна-силуэты, вырезанные из бархатной бумаги можно свободно перемещать по нему.
Учебную задачу дети решают вместе с педагогами.
Условия задачи - использовать только те пятна, что выбрал учитель.
Цель - соединить эти пятна в выразительную фигуру.
Даже решая учебные задачи, дети совершают действия, которые нельзя считать исполнительскими или “техническими”. Разумеется, я заранее продумала, кого будет изображать каждая из картинок, и определила местонахождение и характер соединений всех пятен так, что ученики, казалось бы, только угадывают замысел. Однако, если в отношении первой картинки это почти всегда так и происходит, то вторая и третья нередко получаются или частично, или совсем непохожими на задуманное мною.
И этому нельзя препятствовать. Напротив, надо всячески приветствовать, потому что способ, который дети осваивают, потому и общий, что позволяет найти различные соединения пятен в разные фигуры. Самостоятельные “находки” кого-то из учеников совершаются почти всегда интуитивно, объяснить, как они действовали, ученики обычно не могли. Эти “находки” появляются благодаря творческой активности детей на занятии. Таких учеников (и, следовательно, интуитивных находок) становилось больше, когда мне удавалось создать в классе обстановку общей заинтересованности и увлечённости поиском самых разнообразных соединений пятен. Таким образом, кроме действий, которым надо научить детей, учебные задачи включают и создание ситуаций, пробуждающих творческую активность детей. При решении творческих задач - это обязательное условие успешного развития творческого воображения учеников.
Цель каждой творческой задачи - хотя бы отчасти продвинуть детей к тому, чтобы уже в замысел рисунка или изделия они включали отношения того материала (линий, пятен цветов, объёмов и т.п.), в котором замысел будет реализован, то есть выразительные отношения художественной формы.
На данном занятии творческая задача состояла в следующем. Глядя на все свои пятна-силуэты (их было много, разной величины и разнообразных округлых угловатых и смешанных форм), каждый ученик выбирал несколько таких, соединение которых наталкивало его на замысел фигуры кого-то живого: человека, животного, сказочного существа… . При этом запрещалось делать такие же изображения, какие были построены вместе со мной. Поиск соединения пятен ученики осуществляли самостоятельно.
Выявление эффективности использования методов
стимулирования в современной начальной школе
Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников культуры поведения включает в себя несколько этапов: - подготовка проведения эксперимента; -констатирующий срез по выявлению уровн ...
Материалы и оборудование для лепки
Обычно в детском саду для лепки используют глину и пластилин. С давних времен люди занимались гончарным делом. Глина вошла в быт человека. Из глины делают посуду, глиняными, обожженными плитками покр ...