В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В нашей работе в определении сущности феномена поликультурного образовательного пространства мы исходили из концептуальных положений О.В. Гукаленко, трактующей данное понятие как территориально обозначенное пространство, которое отражает специфические характеристики этнического многообразия и служит универсальной средой социализации детей разных национальностей.
В контексте этого определения и проведенного анализа литературы в данной работе мы понимаем поликультурное образовательное пространство как реально существующую многонациональную полиэтническую образовательную среду функционирования определенных взаимоотношений между личностью ребёнка и государственным образовательным учреждениям.
Понятие «пространство» нами трактуется как специально организованная среда для выполнения определенной деятельности его участниками и создания материальных и духовных ценностей.
В данном исследовании мы рассматриваем поликультурное пространство начальной школы как объективно существующую систему межкультурных социальных и образовательных взаимоотношений, способствующую интериоризации национальной культуры, формированию общечеловеческих ценностей посредством поликультурного образования.
Структуру поликультурного пространства начальной школы сегодня можно представить как взаимодействие нескольких основных компонентов:
- поликультурный многонациональный коллектив учащихся;
- многокультурный состав педагогического коллектива;
- кросскультурный характер педагогического процесса.
Коллектив учащихся поликультурен по различным признакам: национальному, возрастному, половому, физического развития, семейному воспитанию и др. Педагогический коллектив начальной школы представляет собой с различным профессиональным стажем и образованием, разного возраста, национальности и пола, жизненное кредо и удовлетворенность от работы которых влияет на их общую культуру, на процесс их деятельности и общение.
Педагогический процесс в своей основе имеет зерна поли-кросс культурного образования. Обучение и все учебные предметы, так или иначе, знакомят детей с родными культурами, способствуют взаимодополнению культур в формировании личности. При этом изучение народных традиций, предметные недели, выставки и другие формы учебно-воспитательного процесса выступает как идеальное средство поликультурного образования и поддержки личности учащихся.
В нашем исследовании поликультурное пространство начальной школы выступает как среда педагогической поддержки личности учащихся.
Поликультурное пространство начальной школы призвано:
- сохранять традиции;
- открыть новые культурные перспективы;
- ориентировать на разнообразие и открытость в отношении новых культур;
- формировать у детей способность принятия разных культур и бережного отношения к ним;
- эмпатия к людям разных национальностей.
Изложенные выводы идей ведущих отечественных и зарубежных педагогов (Л.Л. Супруновой, М.Н. Резника, З.А. Мальковой и др.) позволил нам сделать вывод о том, что поликультурное пространство начальной школы решает следующие задачи:
- вхождения, интеграции личности в национальную и мировую культуру, его идентификация с другими культурами;
- уяснение общего и особенного в традициях, образе жизни разных народов;
- формирование толерантных качеств личности, гуманности в отношении инокультуры;
Особенности педагогических конфликтов
Среди них можно выделить следующие: ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьм ...
Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе
теоретического обучения
Опыт обучения показывает необходимость специальной подготовки преподавателя к проведению проблемного занятия. Одно из основных требований – тщательный теоретико-логический анализ учебного материала, ...