В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
По мнению Н.С. Сунцова «наиболее точно специфика внутришкольного управления выражается в четырех функциях - планировании, организации, контроле, координации».
Г.Г. Габдуллин перечисляет следующие общие функции управления общеобразовательной школой: педагогический анализ, планирование, организация, контроль и «как особый вид управления, руководство», выступая против выделения в самостоятельные функции «координации и регулирования», считая их методами управления.
Рассматривая социально-психологические аспекты деятельности руководителя, ряд авторов (А.Л. Журавлев, А.И. Китов, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин и др.), выделяют наиболее важные среди них: определение приоритета целей (задач), стоящих перед коллективом; координация - распределение функций среди членов коллектива и контроль за совместной деятельностью, который включает: контроль темпа, ритма работы коллектива; контроль выполнения норм взаимоотношений и поведения в коллективе и стимулирование - формирование мотивов деятельности членов группы .
Г.С. Михайлов выделяет функции руководителя в зависимости от задач коллектива (группы) и его сфер деятельности, считая, что это соответствует практической деятельности по управлению. Работа руководителя как профессионала, консультирование и помощь подчиненным по специальным вопросам, содержательный контроль работы - это его профессиональные функции. А регулирование деятельности коллектива в сфере межличностных отношений, воспитание подчиненных и т.д. - это социально-психологические функции руководителя .
Выстраивая теоретическую модель функциональной компетентности директора школы, В. И. Маслов указывает на следующие группы его функций: социально-идеологические, руководства учебно-воспитательным процессом, собственно-педагогические, общеадминистративные и финансово-хозяйственные.
В приведенных выше классификациях основаниями структурирования управленческой деятельности директора школы выступают, как правило, объекты его воздействия.
Другой подход применяет В.Ю. Кричевский, который в структуре профессиональной деятельности руководителя видит не столько объекты, на которые эта деятельность направлена, сколько его собственные действия и возникающие на их основе отношения директора как к самим действиям, так и к их объектам и результатам деятельности. Этим автором управленческая деятельность директора рассматривается через призму «его личности и несет отпечаток его ценностных ориентации, мотивов, способностей, характера, стиля», приобретая, закономерный, «отношенческий» характер.
Принимая за основание структурирования профессиональной деятельности директора его собственные действия, его самого (т.е. его как субъект деятельности), можно выделить четыре группы его действий: его познавательную, мыслительную деятельность по анализу информации и выработке управленческих решений; его распорядительную деятельность по организации и упорядочению школьной системы; его координирующую деятельность по взаимодействию с другими объектами как в школе, так и вне ее и организации его собственного труда. Таким образом, профессиональная деятельность директора школы структурируется по четырем группам его действий: информационно-аналитическим, распорядительским, координационным и самоорганизационным.
Содержание процесса управления также определяется принципами, методами управления. Принципы управления - это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей. По мнению П.И. Пидкасистого, сущность управления полно и всесторонне отражают следующие принципы управления: 1) сочетание коллегиальности и единоначалия; 2) сочетание в управлении государственных и общественных начал; 4) научность, неразрывная взаимосвязь теории и практики; 5) плановость; 6) системность и комплексность; 7) эффективность, ориентация на конечные результаты.
Из принципов управления вытекают методы управления. Между принципами и методами управления существует тесная взаимосвязь. Методы - это пути, способы реализации принципов управления, достижения намеченных целей. Принципы социального управления не выбирают по своему усмотрению - ими руководствуются на любом уровне управленческой иерархии, в любом учреждении; они являются обязательными, всеобщими.
Методы управления в отличие от принципов более вариативны, предполагают определенную свободу выбора - к достижению намеченной цели могут вести различные пути. Наряду с понятием «методы управления», рассматриваемые как способы воздействия того или иного звена системы управления на другие, нижестоящие звенья или управляемые объекты для достижения намеченных целей управления рассматривается понятие «методы руководства». Методы руководства - это способы воздействия на людей, реализующих, претворяющих в жизнь эти цели управления.
Рекомендации педагогам при работе с неуспевающими детьми
Как помочь неуспевающему ребенку преодолеть неуверенность в себе? Учителю нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ста ...
Роль воспитателя в организации двигательной активности детей
на физкультурном занятии
Д.В. Хухлаева подчеркивает, что «значение занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает ...