Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Историко-педагогическое исследование содержания педагогического образования в уездном городе Удмуртской Республики

Педагогика и воспитание » Историко-педагогическое исследование содержания педагогического образования в уездном городе Удмуртской Республики

Страница 4

И наконец, выучившись психологически подходить к ребенку и идейно-критически относиться к своей педагогической работе, воспитанник учительской семинарии может считаться достаточно подготовленным для «изучения школьной проблемы в её конкретной постановке». Школоведение является заключительным отделом в программе педагогики для учительских семинарий, цель которого знакомство с организацией воспитания и обучения в народной школе, что и является собственно предметом педагогического «труда». Такую педагогику предлагалось изучать будущим учителям единой трудовой школы. Педагогика была структурирована на тех же самых основаниях, предложенных Государственным Учёным Советом, что и программы единой трудовой школы, в которой предстояло работать будущим учителям.

Модель педагогики для трудовой школы тоже предполагала интеграцию педагогического знания, но уже на принципиально иной основе. Как и все ГУСовские программы, программа по педагогике носила рекомендательный характер, давала преподавателю возможность «разностороннего конкретизирования её в зависимости от внешних условий, особенностей класса и своих методических убеждений». Так, раздел «психология» П.П. Блонский завершает напоминанием, что здесь намечен лишь минимум того, что должен усвоить по психологии будущий народный учитель, и преподаватель имеет право расширить эту программу, если, по его мнению, это не повредит делу.

Точно так же и по поводу количества изучаемых авторов по истории педагогики, в программе есть предупреждение, что чрезмерно большое их количество может принести огромный вред основательному и проникновенному изучению их наследия. Преподавателю предоставляется право выбирать из рекомендуемых по своему усмотрению, причем и здесь следует обращать внимание не на количество педагогов, а на основательность изучения их идей. Невозможно не отметить особо, что знакомство с «миросозерцаниями» известных педагогов, по замыслу П.П. Блонского, должно не превращаться в мертвое знание, а становиться воспитанием в будущем учителе идейного подхода к явлениям школьной практики. Для этого он рекомендует основываться, по возможности, на непосредственном чтении их сочинений, учебник же должен быть избегаем и допустим лишь в случаях крайней необходимости.

Обратим внимание на список книг для чтения по курсу педагогики для учительских семинарий, составленный П.П. Блонским, и отметим, что пока он не отличается особой идеологической «чистотой». Есть в нём весьма полезная книжка «Очерки педагогической психологии в связи с общей педагогикой» М.М. Рубинштейна, которого в 1930-е гг. назовут создателем «педагогики туманной реакции», и именно этот его учебник будет запрещен; рекомендованы произведения Марии Монтессори (педагогика свободы), Пауля Наторпа (социальная педагогика), Вильгельма Августа Лая (педагогика действия), Георга Кершенштейнера (гражданское воспитание) [7], чуть позже их педагогические идеи тоже будут подвергнуты сокрушительной критике, а их произведения изъяты из программ педагогического образования. Но в 1920 г. в городе Глазове преподаватель педагогики Б.И. Левинский, оформляя заявку на пособия по педагогике, включает в нее работы Бинэ, Челпанова, Лазурского, Шаррельмана. Вряд ли преподаватель уездной учительской семинарии проявил бы такую отчаянную смелость в выборе персоналий, значит, их произведения считались в рассматриваемый период едва ли не классикой.

Таким образом, у нас достаточно оснований для утверждения о том, что модель педагогики для трудовой школы была практико-ориентиро- ванной, структурированной по схеме «природа - труд - общество», она допускала некоторую вариативность научно-методологического и даже идейно-политического характера.

В заключение отметим, что история педагогического образования нами рассмотрена в органичной связи с историей школы, при этом заметно сильное влияние школьных реформ на изменения в педагогическом образовании. Региональная система педагогического образования в Удмуртии следовала теми же основными путями, что и российская.

Доброй традицией, сложившейся в педагогическом образовании Удмуртии, можно считать его нацеленность на практическую деятельность выпускников, связь со школами и учителями.

Ещё одной отличительной особенностью нельзя не назвать своеобразную «укорененность» преподавателей педагогики, многие из них начинали свою деятельность ещё до революции, а заканчивали её уже в советских учреждениях педагогического образования. Верность профессии, благотворительность, взыскательное отношение к собственной деятельности коллег из тех давних лет вызывают и сегодня искреннее уважение.

Страницы: 1 2 3 4 5

Нюансы образования:

Жизненные ориентации участников образовательной программы ТМБ
В этом подразделе обсуждаются результаты исследования ориентации подростков на определенный «антропологический идеал». Проекция ориентации на тот или иной тип идеала осуществляется через вопросы, кас ...

Применение элементов развивающего обучения при обучении аудированию в средних классах
Эксперимент проводился на базе средней общеобразовательной школы № 31, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина 74. В школе обучаются 940 учащихся. Работают 69 педагогов из них: - Высшей квалификационной ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru