В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Иным является соотношение между этапами моделирования, когда оно проводится в школе. Подготовка технической документации и изготовление модели имеют не менее важное значение для выполнения задач трудового обучения, чем испытание модели.
В некоторых случаях первые два этапа по своему значению для учебного процесса становятся главными. В процессе обучения школьников техническому моделированию важно показать им использование закономерностей и явлений природы в практической деятельности человека, ознакомить с основами современного промышленного производства. При этом нужно связать знания учащихся по основам наук с их практической работой в мастерских.
Деятельность учащихся в процессе технического конструирования заключается главным образом в разработке технической документации и изготовлении модели. Поэтому приходится ориентироваться, прежде всего, на такие модели, которые являются наиболее удобными для включения учащихся в разработку чертежей, изготовление деталей модели и их сборку. В некоторых случаях испытание модели может заменяться контролем ее точности.
Рассмотрим в качестве примера модель сверлильного кондуктора. На ее примере можно познакомить учащихся с приспособлениями, показать, какие с их помощью достигаются преимущества в работе на станке. Обычно учащиеся выполняют сверление по разметке. Используя кондуктор, они убеждаются в том, что разметка становится ненужной, а производительность труда и точность обработки при этом повышаются. На примере данного кондуктора удобно показать, что всякое приспособление состоит из деталей одинакового назначения: это детали для закрепления заготовки; для установки и направления режущих инструментов; корпуса приспособлений и вспомогательные детали. Учащиеся могут принять участие в составлении чертежа кондуктора и разработке технологии его изготовления. Поэтому, хотя изготовление модели сверлильного кондуктора не завершается ее испытанием, педагогическая ценность данного объекта моделирования большая. Наконец, учащиеся могут заниматься изготовлением непосредственно кондуктора, а не только его модели.
В условиях производства такого рода деятельность нельзя назвать моделированием. На занятиях в мастерских дело обстоит иначе. Под техническим моделированием в школе следует понимать такую деятельность учащихся, связанную с изготовлением различных изделий, которая служит расширению представлений учащихся об основах современного производства, развитию конструкторского творчества, углублению технологических знаний, закреплению умений и навыков по обработке материалов. Таким образом, решающее значение имеет не объект работы, а те задачи, которые ставятся. перед учащимися в процессе его изготовления.
В связи с этим можно не только модель электродвигателя, но и ручку молотка сделать конструкторской темой, если поставить перед учащимися, например, такие задания: 1) длина ручки должна обеспечивать необходимую силу удара; 2) ручка не должна выскальзывать из руки; 3) молоток не должен срываться с ручки.
Перечислим требования, которыми следует руководствоваться при выборе объектов моделирования и определении задания учащимся:
1) приемлемость с точки зрения задач политехнического образования;
2) базирование на знаниях учащихся по основам наук. Если учащимся предстоит увидеть на примере модели использование в практике определенных естественнонаучных закономерностей и явлений, то они должны быть предварительно ознакомлены с этими закономерностями и явлениями по курсу физики, химии и т. д.;
3) использование главным образом тех умений и навыков по обработке материалов, которые учащиеся уже приобрели на занятиях в мастерских;
4) посильность для учащихся определенной возрастной категории.
Таким образом, моделирование в школе существенно отличается по своим задачам от аналогичного процесса в условиях производства. В школе моделирование рассматривается, как процесс обучения учащихся чтению и составлению чертежей, как процесс ознакомления учащихся с элементами конструкторских и технологических знаний и применения этих знаний на практике. Поэтому моделирование нельзя ограничивать какой-то одной либо несколькими учебными темами, оно должно иметь место на протяжении всего периода занятий в мастерских.
Анализ эффективности проделанной работы по формированию познавательной
активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре
После завершения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп. Цель контрольного эксперимента: выявить результаты опытно-экспериментал ...
Методики изучения эффективности
воспитательного процесса
В словаре «Психология», редакторами которого являются известные ученые А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, утверждается, что при исследовании эффективности человеческой деятельности можно использовать ...