В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Понятие библиотечной среды не является общепризнанным, официально утвержденным стандартизованным термином.
Однако существует авторская трактовка термина: известный библиотековед М.Я. Дворкина предложила под библиотечной средой понимать совокупность определенных составляющих внутренней среды библиотеки - информационную, материальную, эмоционально-психологическую, культурную, экологическую. "Библиотечная среда есть всё окружение работника и пользователя в библиотеке".
Цель: формирование познавательной и информационной культуры учащихся помощью новых информационно-коммуникационных технологий.
Учащиеся - это главная целевая группа пользователей школьной библиотеки. Учащиеся пользуются библиотекой для самых разных целей. Они ощущают ее как открытую, свободную среду, где они работают над всевозможными заданиями как индивидуально, так и в группах. Роль библиотеки заключается в том, чтобы консультировать и обучать учащихся этим видам работы и создавать в библиотеке такую обстановку, которая обеспечивает ученику необходимую поддержку. Обычно работа школьников в библиотеке заключается в следующем:
• выполнение традиционных домашних заданий;
• работа над проектами, презентациями;
• поиск нужной информации и её правильное использование;
• просветительская деятельность (организация выставок, проведение интеллектуальных, познавательных игр, библиотечных уроков, консультирование);
• информационная деятельность (подбор материалов, необходимых для работы ученику, учителю, родителям);
• организация конкурсов проведение библиотечных мероприятий с использованием ИКТ;
• сотрудничество с детскими библиотеками города;
Как видим, структура внутренней библиотечной среды представлена достаточно конкретно, чего нельзя сказать о внешней библиотечной среде. М.Я. Дворкина выделила внешнюю среду (макросреду) библиотеки. Возникает вопрос: каковы границы этой внешней макросреды? Можно ли считать внешней библиотечной средой конкретного библиотечного учреждения всю культурно-социальную среду общества? Видимо, нет, но это требует отдельного изучения и подтверждения.
В этой статье рассматривается только внутренняя библиотечная среда. Итак, согласно определению М.Я. Дворкиной, содержание этого понятия охватывает библиотеку в целом. Однако оно неоднородно - наряду с прочими в нем есть культурная составляющая. Уточняя понятие этой составляющей, предлагаю назвать ее культурной средой библиотеки и попытаюсь определить ее содержание.
Учитывая сущностный смысл термина культура как сферы творчества, мира созданных человеком материальных и духовных ценностей, ценностного отношения человека к окружающему миру, на мой взгляд, под культурной средой библиотеки следует понимать особый гуманистический стиль и интеллигентный характер взаимоотношений библиотекарей и пользователей, духовно-нравственную, творческую атмосферу и культурные (комфортные) условия общения.
Для аргументации этого определения сошлюсь на мнение М.Я. Дворкиной - "характер общения отражает степень культуры, духовности библиотечной среды", а также на предложенную А.В. Соколовым формулу интеллигентности, включающую образованность, креативность, гуманизм, альтруизм, толерантность, служение культуре, которой должен соответствовать библиотекарь как субъект культуры.
Возможно, подобное представление о культурной среде выглядит идеалистичным и не каждая библиотека ему полностью соответствует. Однако речь идет о формировании именно такой среды библиотеки, которая способна притягивать людей, предлагать им то, что они, безусловно, оценят.
Среда библиотеки, кроме плоскости межличностных контактов, будет проявлять себя и в традиционных формах, идентифицируемых как культурно-досуговые, - музыкальных вечерах, кинопросмотрах, художественных выставках и т.п., а также через предметное пространство (комфортный, функциональный интерьер).
Таким образом, культурная среда - это сочетание определенных объективных и субъективных элементов, ядро библиотечной среды, являющееся показателем степени развития материальной, эмоционально-психологической и других ее составляющих.
Исходя из сложившегося в библиотековедении представления о библиотечной среде соотношение всех рассмотренных понятий можно представить графически (рис). Подчеркну, что предлагаемую схему не следует считать исчерпывающей и бесспорной, она отражает попытку дальнейшего развития идеи библиотечной среды.
В настоящее время создана и совершенствуется информационно-образовательная среда детской библиотеки для различных категорий наших читателей. С внедрением новых информационных технологий, комплексной информатизации информационное пространство библиотеки значительно расширилось, изменились алгоритмы поиска образовательной информации, информационное поведение читателей, их личностные интересы.
Экспериментальная системы упражнений на формирование навыка «правильности»
чтения у умственно отсталых третьеклассников
Поскольку качества чтения взаимосвязаны, то на дополнительных занятиях проводились дидактические игры на формирование и развитие правильного, осознанного, беглого и выразительного чтения. Упражнения ...
Деятельность социального педагога в организации здоровьесберегающей среды
Должность социального педагога введена в штатное расписание учреждений образования Республики Беларусь сравнительно недавно – с 1996 г. Социальные педагоги работают в дошкольный, общеобразовательных, ...