В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Особенность детского церебрального паралича состоит в том, что больные живут с ним всю жизнь. В большинстве случаев физическое состояние больных улучшается, но сохраняются ограничения деятельности: снижение возможности передвижения, нарушения речи и т.д. В связи с этим чрезвычайно актуальной является проблема интеграции детей и подростков с двигательными нарушениями в общество здоровых людей, превращение их в активных членов этого общества.
Как отмечают многие исследователи, успешность социальной адаптации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависит от особенности их личности. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что дети и подростки с двигательными недостатками имеют ряд неразрешённых психологических проблем. Чаще это является следствием негативного воздействия на них микросоциального окружения и психогенной травматизации в связи с наличием физического дефекта. Для них характерны дезадаптационные срывы и кризисы, проявляющиеся в перенапряжении эмоциональной сферы и поведенческих нарушениях. Как отмечается в психологической литературе, решающее значение в социальной адаптации и интеграции детей с ДЦП имеют индивидуальные особенности их развития, которые представляют собой компенсаторный потенциал личности и позволяют выработать адекватные условиям среды формы поведения и жизнедеятельность. В литературе так же указывается, что гибкость, как личностная характеристика, является одним из факторов, который предопределяет возможность успешного разрешения человеком широкого спектра жизненных проблем и эффективной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.
Недостаточное развитие рефлексии, склонности к самопознанию детей, страдающих ДЦП можно объяснить особой социальной ситуацией развития данной группы детей, в частности, социальной изоляцией, узким кругом общения, ограничением возможностей в получении образования, профессии, достижении социально значимых результатов.
Самосознание подростка предполагает осознание своего «Я» во всём многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание помогает человеку сохранить себя и своё «Я», а также регулировать всю сложную систему внутреннего психического мира.
Самосознание включает в себя три главных компонента: самопознание, самооценку и самовоспитание.
Развитие самопознания начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. Самопознание по типу «я и другой человек» сохраняется у человека на всю жизнь, носит очень эмоциональную окраску и зависит от правильности оценки им других людей, а также от мнения других людей о нём. И очень важно в развитии самопознания перейти на другой, более высокий уровень сравнения – себя с самим собой, по типу «Я и Я».
Результаты исследований подростков с заболеваниями опорно - двигательного аппарата показали, что подростки с ДЦП по сравнению с группой здоровых сверстников в меньшей степени уделяют внимания индивидным характеристикам индивидуальности, таким, как пол, возраст, особенностям внешности, в меньшей мере склонны к анализу свойств личности, своих поступков, особенностей межличностного взаимодействия с другими людьми. Для подростков с ДЦП характерны конфликтный и неустойчивый образ «Я», отсутствие стремления к достижениям, саморазвитию, переживание ограниченности своих возможностей, отличия от других людей. Следствием данных переживаний является высокий уровень тревожности, осознание чувства неполноценности.
Закономерности развития речи детей младшего школьного
возраста
В этом разделе мы более подробно изучим закономерности развития речи детей младшего школьного возраста. Речевая деятельность человека осуществляется в соответствии с нормами, свойственными тому или и ...
Описание системы диагностических заданий
Приступая к обследованию необходимо ознакомиться с историей развития ребенка, с данными, представленными медицинскими специалистами. Ряд авторов в своих источниках уделяют большое внимание на профила ...