Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Формирование личности в подростковом возрасте

Страница 1

Отечественная психология, считая человека биосоциальным существом, исходит из того, что развитие личности обусловлено действием двух взаимозависимых факторов: анатомо-физиологических особенностей, передаваемых по наследству, и воздействий социальной среды, которые определяют не только содержание личностных качеств, но и оказывают влияние на его природные данные.

Сущность каждого человека и его психики отражают социально значимые качества. Личность-феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Основное условие психического и личностного развития человека-жизнь в обществе людей. Только в общении с людьми ребёнок осваивает опыт человеческого поведения, опыт обращения с предметами труда и быта, овладевает речью, учится взаимодействовать с другими людьми. Иначе говоря, без усвоения индивидом общественно-исторического опыта, накопленного человечеством, без овладения человеческой культурой приобрести личностные качества невозможно. Об этом свидетельствует печальный опыт развития человека вне человеческого общества, когда по воле случая дети оказывались среди животных.

С другой стороны, под влиянием общества, организованного воспитания и обучения человек, не имея биологической полноценности, например, при тяжёлых формах олигофрении, психических заболеваний, также не может достичь высокого уровня развития личности. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы. Так, мозговая патология обусловлена биологически, но порождаемые ею черты характера, становятся особенностями личности в силу социальной детерминации.

Вместе с тем личность, как продукт общественных отношений, воспринимает социальные воздействия не пассивно. Преобразуя их, личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности они становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. То есть личность не только объект и продукт социальных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания.

По мнению Леонтьева А.Н. в онтогенезе личности идёт чередование фаз:

-фаза преимущественного развития предшествующей деятельности;

-фаза развития взаимоотношений с людьми, с обществом.

Одновременно идёт движение мотивов внутри каждой фазы, таким образом, формируются иерархические связи мотивов, образующие «узлы» личности. Процесс формирования личности со структурным изменением мотивов - практически представлен как процесс развития воли. Действительной основой личности является особое строение целостных деятельностей субъекта. Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и развития деятельности субъекта. Становление личности выражено становлением развивающихся мотивов (соотнесение мотивов друг с другом).

Личность - социальное системное качество человека как субъекта человеческих отношений, приобретаемое в онтогенезе. Личность развивается с разной степенью интенсивности на протяжении всей жизни. Развитие-общее свойство, присущее природе и обществу в целом и каждой личности в отдельности. Под развитием понимается изменение, для которого характерен переход из одного состояния в качественно другое, более совершенное. Процесс развития личности неотделим от развития психики, но он не сводится только к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека. Развитие личности в самом общем виде рассматривается в психологии как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.

Личность человека начинает формироваться с первых месяцев жизни. На первом году жизни личностные особенности у ребёнка активно не проявляются, но к концу третьего года они становятся заметными. В некоторых его действиях и поступках появляется целенаправленность, возникает потребность доводить начатое дело до конца. Например, в ходе игры или при выполнении других действий он уже может принимать самостоятельные решения, отказаться от предлагаемой помощи, что находит выражение в высказывании «Я сам».

К началу обучения в школе ребёнок уже вполне сформировавшаяся личность. Он умеет понимать других людей и выполнять их просьбы, владеет нормами поведения, у него появляются самооценка и уровень притязаний, более выраженными становятся характерологические качества.

В школьные годы процесс развития личности продолжается. Формируются интересы, способности, потребности, мировоззрение, убеждения, определяются жизненные цели, становятся устойчивыми воля и характер.

Определяющим условием развития личности человека является его многоплановая деятельность и общение, причём личность ребёнка формируется в специфической для него деятельности-игре, общении, учении, труде. Вместе с тем деятельность выполняет развивающую функцию лишь в том случае, если обеспечена её мотивационная сторона, если у ребёнка складываются достаточно осознанные, стойкие и сильные внутренние побуждения. В связи с тем, что деятельность многопланова, существует множество мотивов, различных по содержанию, произвольности и осознанности, побуждающих к её выполнению. Единая взаимосвязанная система мотивов деятельности и их реализация составляют психологическую основу развития личности. В зависимости от мотива, которым руководствуется ребёнок, формируются и развиваются различные качества личности. Система устойчивой структуры преобладающих мотивов характеризует направленность активности личности.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Навык как ведущий фактор изобразительной деятельности младшего школьника
Всякое обучение и приобретение целостного навыка требует немалых усилий. Необходимо овладеть каждым из отдельных составляющих, а затем соединить все элементы в комплексный навык. На этом этапе требую ...

Особенности формирование этнической толерантности у детей начальной школы
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Как особый период в жизни ребёнка он выделился историч ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru