В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Если позволить ученикам садиться с кем они хотят, то они окажутся среди своих близких друзей в рамках существующей зоны личного комфорта.
Одновременное взаимодействие.
В большинстве случаев во время урока 80% времени говорит учитель. Одновременное взаимодействие дает возможность говорить всем, значительно увеличивая продуктивность учебного времени для учащихся. Кроме непосредственного обучения предмету, например, родному или иностранному языку, учащиеся говорят друг с другом, снова и снова, что повышает их уверенность до того, как они будут отвечать перед целым классом. Можно поставить и более специфичную задачу – глядеть в глаза тому, с кем ты разговариваешь.
Работая в малой группе (четыре человека), учащиеся решают предложенную учителем проблему. Каждый из четырех должен знать ответ, поскольку им будет предложено перейти в другую группу, где только один из них будет знать ответ.
В любом случае надо дать возможность каждому проговорить с набольшим количеством людей.
Позитивная взаимозависимость.
Можно суммировать эту мысль в нескольких словах: «Ты нужен мене, я нужен тебе». Личный успех и успех группы не возможны друг без друга. В середине учебного года, когда учащиеся нового класса уже знают друг друга, можно сфокусировать внимание на создании командного духа. Учитель может сказать: «Есть вещи, которые вы не знаете о своем соседе». Далее, используя карточки в виде игры Бинго и работая в группах, дети задают друг другу вопросы: «Твое любимое блюдо?» или «Твоя любимая передача?». Как обычно, она должны следовать правилам – говорить полными предложениям и смотреть собеседнику в глаза.
Учитель должен поощрять выражение личного несогласия и учить делать это корректно и вежливо, постоянно обучая учащихся выражать и принимать критику без перехода на личности.
Можно предложить другую игру - «Кто я?». На спину прикалывается листок с именем какого-то известного персонажа. Работая в парах и задавая друг другу вопросы, учащиеся угадывают, кто они – Человек-паук, пасхальный кролик или президент Буш. И снова основной задачей является создание доброжелательной атмосферы.
Для сплочения команд можно использовать следующий прием. Предложите группам ответить на вопрос: «Если бы вы были супергероем, то кем и почему?» или «Если бы вы были автомобилем, то каким и почему?».
Ученики могут предложить и свой вариант, например, «Если бы вы были чем-то съедобным, то чем и почему?». Не исключены какие-то грубости учащихся по отношению друг другу, но еще раз говорит о жизненной важности взаимного общения школьников и построения доверительных и уважительных отношений между ними.
Личная ответственность
Личная ответственность – еще один фундаментальный принцип учебного сотрудничества. Каждый ученик несет ответственность за его или ее достижения, свое участие и вовлеченность в проект. Примером может служить работа в группах по четыре человека, скажем, на уроке математики. Решая задачу, ученики выполняют действия по очереди на большом листе бумаги маркерами. На уроке родного или иностранного языка они читают вслух по одному предложению. При этом группа заинтересованно наблюдает за действиями партнера. И так шаг за шагом, действие за действием. Видя, что что-то идет не так, ученики вынуждены реагировать, предлагая свой вариант решения или исправляя ошибку. Делая это, они развивают уверенность в себе, что психологически значительно легче происходит в малой группе, а не перед целым классом. Учитель контролирует и при необходимости корректирует процесс, переходя от группы к группе.
Этот прием особенно эффективен для учеников, испытывающих затруднения при усвоении учебного материала. Во время урока такие ученики полностью вовлечены в учебный процесс, они учатся слушать, что говорят другие. При этом они чувствуют себя в более успешными и защищенными психологически.
Понятие и структура письма как вида письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человек ...
Переход на обязательное семилетнее обучение в 1949 году
Как выше было показано, одной из важнейших задач послевоенных лет в области школьного образования было осуществление всеобщего обучения детей во всей стране. Государственный план развития народного х ...