В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Конкретные действия учителя определяются не жестким технологическим набором операций, а соотношением решаемых им задач и наличной совокупности обстоятельств. Но поскольку никто не может точно предвидеть, как сложатся обстоятельства, рассматриваемое соотношение оказывается также уникальным. Именно сложившееся соотношение заставляет учителя выбирать в каждый момент приоритеты, логику и порядок действий, педагогические средства, приемы, методы, способы, формы, известные технологии для успешного проведения учебно-воспитательного процесса. Однако все это является составными частями не педагогической технологии, а методики. Термин «методика» имеет двоякое толкование. Это, во-первых, наука о методах преподавания, а во-вторых, совокупность методов обучения чему-либо, практического выполнения чего-либо. Остановимся на методах преподавания отдельных предметов. Сейчас предметные методики переживают определенный кризис. В основе его, по мнению А. Кушнира, лежит традиционная ориентация авторов этих методик на логику наук, соответствующих школьным предметам. Так, методика преподавания физики ориентируется на физическую науку, методика преподавания биологии — на биологию, а методика преподавания русского языка — на филологию. То же, кстати, можно сказать и о методике воспитания, которую исторически стремились обосновать положениями философии, религии или этики. И тогда средства и методы воспитания выводили из философских рассуждений, религиозных догм или строили на основе моральной проповеди и на идее долга. На самом деле, как справедливо считает А. Кушнир, школьные методики должны ориентироваться на природные особенности людей. Настаивая на принципе природосообразности в педагогике, он пишет: « .Проектирование методических конструкций на основе точного знания психофизиологической природы человека — вот нормальное положение дел». Неверно обоснованная (не учитывающая особенности психики человека) методика может даже выглядеть вполне «научно». Но как только учитель начнет применять ее в школе, он столкнется с неизбежным сопротивлением детей. Чтобы преодолеть его, ему придется прибегать к психологическому давлению на учеников и даже к элементам насилия. Мы полностью согласны с мнением А. Кушнира, что «наука, которая в своих продуктах — концепциях, программах, учебниках и методиках открыто, откровенно игнорирует внутренний настрой ребенка, по сути, конституирует насилие в качестве главного педагогического средства». Учение — один из видов деятельности школьника. Поэтому, организуя этот процесс, учитель не может игнорировать особенности и закономерности его деятельности. Человек начинает действовать только тогда, когда у него появляется желание действовать. Хочет ли школьник учиться, стремится ли он изучать именно то, что предлагает ему учитель, как вызывать и усиливать его стремления к познанию, от чего зависит его работоспособность и как ее укрепить — всю его учебную деятельность надо рассмотреть психологически и именно на этом основании выстраивать методическую конструкцию преподавания предмета. Поэтому целесообразно говорить о деятельностной логике методик обучения (и воспитания). И здесь А. Кушнир прав. Но в отличие от вышеназванного автора мы полагаем, что методика преподавания конкретного предмета не может игнорировать и логику соответствующей ему науки или искусства. Методика преподавания математики не может полностью абстрагироваться от логики математики, а методика преподавания русского языка от логики филологии. Это естественно, ибо предметная методика развивается всегда на грани педагогики и науки, дающей основу школьному предмету. Поэтому, например, методика преподавания русского языка всегда будет отличаться от методики преподавания математики или рисования.
В педагогической литературе также нет единого мнения о том, какое понятие – педагогическая методика или педагогическая технология шире. Например, по мнению В.С. Кукушина - понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос — как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения (таблица 1, приложение 1). Нам ближе точка зрения И.З. Гликмана, который утверждает, что педагогическая методика — более широкое понятие, чем педагогическая технология. Она не подсказывает способа решения конкретной задачи в конкретных обстоятельствах, но предлагает логику, обоснование и выбор средств искомого решения. Если технология рассчитана на обученного и точного исполнителя, то методика предполагает сверх того знающего и творческого педагога. Ибо никто не спасет учителя и воспитателя от самостоятельного и творческого поиска, отбора и комбинирования различных педагогических средств, методов, приемов и технологий в его конкретной сложной учебно-воспитательной ситуации. Педагогические технологии — одно из средств педагогической методики.
Проблемы компетентностного подхода
Внедрение компетентностного подхода тесно связано с рядом проблем, нуждающихся в дополнительной разработке. Рассмотрим некоторые из них. Прежде всего, следует найти ответ на вопрос: что даст введение ...
Практическое применение различных видов кистевой росписи Хохломы
Золотая хохлома – яркое самобытное явление русского народного декоративно прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII стол ...