В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Привычность и очевидность реальности развития для обыденного сознания порождают логические сбои при попытках приступить к построению конкретной теории (теорий) развития самой психологической реальности (ее структур). Попытаемся суммировать и более рельефно сгруппировать существующее множество интерпретаций категории "развитие", которые сложились в европейском научном сознании.
В возрастной и педагогической психологии до сих пор много путаницы и противоречий между различными представлениями и частными категориями, призванными уяснить феномен развития. Вот далеко не полный перечень таких противоречий:
а) источник многих недоразумений - это понятийная несогласованность между философской (прежде всего - гегелевско-марксистской), научной (биологической) и социально-практической (образовательной) трактовками феномена развития человека, его свойств, процессов, структур; с общемарксистской точки зрения достоинством развития обладают только такие тотальности (макросистемы), как природа, общество, цивилизация, культура; отдельный человек (индивид), конечно же, не является такой системой и в лучшем случае лишь втягивается в нее (утилизируется) в качестве одного из элементов; с общебиологической позиции развитие - это, прежде всего, созревание и рост по уже существующей биогенетической программе, частично модифицируемой внешними условиями жизни, но неизменной в своей видовой специфике; в педагогической практике развитие - это целенаправленное формирование (разумеется, с учетом общественных и природных обстоятельств жизни) полезных знаний, умений и навыков, воспитание полезных черт личности - полезных для самоценного социума. При всех вроде бы кардинальных различиях между перечисленными установками они едины в главном: развитие всегда внесубъектно, независимо от участников этого процесса; они всего лишь "материал", на котором разыгрывается объективный процесс, придающий этому материалу форму предзаданного образца. Так что ценностное суждение: "человек существо развивающееся" (т.е. способное развивать себя) - оказывается в принципе ничем не обеспеченным;
б) в классической психологии традиционно резкое противопоставление двух рядов форм и структур в природе человека - "натуральных" и "культурных", "биологических" и "социальных", между которыми полагается либо принципиальный параллелизм (психофизический, психофизиологический), либо бессодержательная корреляция; здесь не учитывается один существенный момент: и натуральное и биологическое - это тоже культурное… представление, выработанное человеческим мышлением, но приписанное, а иногда навязанное природе как ей самой по себе присущее;
в) такой же источник недоразумений - это не различение, а чаще - склеивание двух специфических предметных содержаний:
"психического развития" (как развития психики, ее систем и структур) и "психологии развития" (как развития человеческой субъективности, внутреннего мира человека);
акта происхождения того, чего еще не было в действительности и акта развития того, что уже есть;
единицы развития (либо как меры, либо как механизма) и объекта развития (того, что развивается).
Обычно утверждают, что человек, естественно (природное) - искусственное (социокультурное) существо, но без представления о том, что человек - прежде всего сверхъестественное существо, мы не можем разобраться в чем его искусственность и в чем его естественность. Поэтому категория "развитие" одновременно должна удерживать и совмещать в себе три достаточно самостоятельных процесса:
Особенности мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, пров ...
Характеристика социально –
педагогической деятельности в условиях детского дома
Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые пр ...