В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Основу качества знаний в системе электронного обучения определяют три основных компонента: качество учебно-методических материалов (обучающий контент); профессиональная компетентность преподавателей; качество информационной насыщенности и материально-технической оснащенности образовательной среды, включающей необходимый спектр предоставляемых образовательных услуг. Необходимо помнить и о студентах с их желанием самостоятельно обучаться, их мотивации к такому обучению.
Основные ошибки при разработке электронных курсов заключаются в том, что они порой содержат много «пассивного» содержания и мало интерактивных элементов. Мы пускаемся в объяснения вместо того, чтобы нарисовать анимацию. В этом случае у человека возникает ощущение, что лучше взять и прочитать книгу.
Успешность внедрения электронного обучения, кроме вышеизложенного, во многом определяется мотивацией студентов и профессорско-преподавательского состава.
Общей проблемой электронного обучения является создание и эффективное использование информационно-образовательной среды на основе ИКТ.
Рассматривая электронное обучение как парадигму, целесообразно изучать соответствующую проблематику через призму различных наук (политологии, экономики, социологии, психологии, педагогики и др.), чтобы получить системное, целостное представление об этом феномене. Не претендуя на такой всеобъемлющий анализ, далее обсудим лишь некоторые дидактические аспекты электронного обучения.
Частные проблемы информационно-коммуникативной среды (ИКТ) электронного обучения:
организация самостоятельной когнитивной деятельности учащихся;
организация индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателями;
организация групповой учебной работы учащихся (дискуссий, совместной работы над проектами и т.д.
Существуют три наиболее важные частные проблемы, связанные с разработкой и использованием информационно-коммуникационной среды электронного обучения. Они касаются организации:
самостоятельной когнитивной деятельности учащихся;
индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателем;
групповой учебной работы учащихся (дискуссий, совместной работы над проектами и др.).
Определяющую роль в решении первой из указанных дидактических проблем электронного обучения – организации самостоятельной когнитивной деятельности учащихся – имеет учебно-методическое обеспечение или, как его порой называют, электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Номенклатура ЭОР для поддержки обучения достаточно велика:
Электронные копии обычных печатных пособий
Электронные интерактивные учебники, реализующие дидактические схемы программированного обучения
Мультимедиа-презентации учебного материала
Системы компьютерного тестирования
Обзорные лекции на аудио- и видеокассетах либо на компакт-дисках
Компьютерные тренажеры и виртуальные лаборатории, основанные на математических моделях изучаемых объектов или процессов
Интеллектуальные обучающие системы
Учебные пакеты прикладных программ и т.п.
Учебные мультимедиа-комплексы
Наиболее эффективным в дидактическом плане является применение учебных мультимедиа-комплексов, обеспечивающих поддержку самостоятельной учебной работы учащихся на всех этапах познавательной деятельности – от первоначального знакомства с учебным материалом до решения нетиповых профессионально-ориентированных задач.
Впечатляющий прогресс в развитии аппаратных и программных средств ИКТ предоставляет хорошие технические возможности для реализации различных дидактических идей.
Проблема состоит в качестве многих ЭОР.
Можно выделить два важных фактора, предопределяющих низкий уровень дидактических и потребительских характеристик многих разработок в сфере электронного обучения.
Во-первых, методические аспекты электронного обучения отстают от развития технических средств.
Второй фактор связан с закрытостью большинства из них, что не позволяет преподавателям и учащимся вносить изменения и использовать какие-либо фрагменты для собственных разработок.
Метод проектов и характеристика проектного обучения
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Метод еще имеет название метода проблем. Метод проектов был предложен и разрабо ...
Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока
История Древнего Востока ярко характеризует общие закономерности исторического процесса и те конкретные формы, в которых эти закономерности проявлялись в истории отдельных стран и народов. В целом ис ...