Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Возрастные, психолого-педагогические и физиологические особенности развития детей младшего школьного, среднего и подросткового возрастов

Педагогика и воспитание » Психолого-педагогические особенности детей при обучении основам танцевального искусства в условиях современного образования » Возрастные, психолого-педагогические и физиологические особенности развития детей младшего школьного, среднего и подросткового возрастов

Страница 1

Основной целью воспитания является освоение социального опыта формирующейся личностью, ее всестороннее гармоническое развитие, которое в свою очередь несет на себе печать возрастных и индивидуальных особенностей. Их необходимо учитывать в педагогическом процессе и использовать соответствующие формы, методы и средства воспитания.

Возрасту присущи характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов и интересов, социальные проявления, а вместе с тем свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно проходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать, вперед осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Развитие идей о факторах формирования личности с учетом возрастных особенностей в процессе воспитания, нашло отражение в прогрессивной философской и психолого-педагогической мысли последующих эпох. (Э.Роттердамский, Я.А.Коменский, К.А. Гельвеций, Д.Дидро, А.Дистерверг, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский, К.Маркс, З.Фрейд, Д.Дьюи, Э.Торндайк, Н.К.Крупская, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, Э.И.Моносзон, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов и др.)

В истории возрастной психологии было много попыток построить периодизацию психологического развития человека.

Первое обоснование онтогенеза на отдельные возрасты дал П.П.Блонский, отметив наличие особых, так называемых "переходных возрастов", представляющих в педагогическом отношении значительные трудности (например, подростковый возраст).

Л.С Выготский называет возрастом целостное динамическое образование, структуру, определяющую роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Л С Выготский пишет: "Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и окружающей средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту". Понятие социальной ситуации развития акцентирует важное соотношение: среда ("прежде всего социальная") и отношение ребенка к этой среде.

В теории деятельности А.Н.Леонтьева возраст определяется через ведущую деятельность и место человека в системе общественных отношений.

Сравнивая определение возраста, данное в культурно-исторической теории и теории деятельности, заметим, что в первом случае возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями, а во втором – отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.

В настоящее время в качестве эталона возрастной периодизации жизни индивида остается, возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной физиологии в г. Москве в 1965 году. В качестве предпосылки для построения данной периодизации взяты биологические изменения человека, что не может в полной мере отразить содержание возраста человека. Как отмечал Б.Г.Ананьев, возраст человека всегда есть конвергенция биологического, исторического и психологического времени. Общество интенсивно развивается, меняется его социальная структура, набор социальных институтов, в которых, в частности происходит взросление. Соответственно меняется и представление о ребенке, о взрослом, относящемся к какой-либо социальной структуре. Эти перемены приводят к размыванию возрастных ориентиров, в результате чего приходится преодолевать множество преград, решая задачи развития и воспитания ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Организация и содержание логопедической работы по выявлению предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Основной целью исследования является выявление предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с использованием предложенных диагностических заданий и упражнений. В соответствии с поставл ...

Научные принципы создания личностно ориентированных воспитательных технологий
В последнее время срок “воспитательная технология” стал широкоупотребляемым как в педагогической науке, так и воспитательной практике. Однако содержание его еще не имеет четкой определенности. То же ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru