В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Постоянный, взыскательный и самокритичный самоанализ собственной педагогической деятельности помогает выявить у себя слабые места в профессиональной подготовке.
Самообразование не исключает творческого общения и даже консультаций с более опытными и умудренными коллегами по работе. Но молодой педагог должен понимать, что заимствование чужого опыта, даже самого лучшего, не должно приводить к хроническому переносу его отдельных приемов или методов на свою работу. На вооружение надо брать идею, рациональную суть опыта, творчески интерпретируя его под свои условия работы, под индивидуальные особенности учащихся своей группы. Повседневное повышение квалификации тесно связано с учебно-воспитательным процессом, и педагог имеет возможность в ходе своей работы ежедневно на практике закреплять теоретические познания
К активным формам организации методической работы относятся:
Дискуссия
Цель - вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.
Форма проведения - коллективное обсуждение теоретических вопросов.
Методика организации:
Определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов.
Определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия (случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся).
Составление плана.
Предварительное ознакомление педагогического коллектива с основными положениями обсуждаемой темы.
Методика проведения:
Ознакомление слушателей с проблемой, ситуационной задачей. Вопросы слушателям предъявляются последовательно в соответствии с планом.
Организация обсуждения различных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.
Заключение по итогам обсуждения.
Методический ринг
Цель - совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.
Форма проведения - групповая работа (оппоненты, группы поддержки оппонентов и группа анализа).
Методика организации и проведения:
1 вариант - методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на вопрос.
Например, на методическом ринге по теме «Школа без дисциплины что мельница без воды» (Я. А. Коменский) для дискуссии предлагается вопрос: «Как я добиваюсь дисциплины на уроке - переключением внимания учащихся на другой вид деятельности или мерами дисциплинарного порядка?». Заранее готовятся два оппонента. Каждый оппонент имеет группу поддержки, которая помогает своему лидеру в случае необходимости. Группа анализа оценивает уровень подготовки оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги. Для снятия напряжения в паузах предлагаются педагогические ситуации, игровые задания и т. д.
II вариант - методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.
Например, методический ринг по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках» предполагает соревнование следующих методических идей:
применение игровых заданий;
использование активных форм обучения;
организация группового взаимодействия учащихся;
повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и т. п.
Творческие группы защиты методических идей создаются заранее. Ход методического ринга (очередность защиты идей) определяет жеребьевка. Группа анализа оценивает уровень подготовки участников. Соревнование методических идей завершается обобщающим выводом.
Характеристика социального статуса семьи
Из всех проблем, стоящих перед современной семьёй, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступа ...
Закономерности развития речи детей младшего школьного
возраста
В этом разделе мы более подробно изучим закономерности развития речи детей младшего школьного возраста. Речевая деятельность человека осуществляется в соответствии с нормами, свойственными тому или и ...