В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Все перечисленные модели несомненно способствуют повышению эффективности школьного обучения, поскольку на первом плане оказывается ребенок как субъект деятельности и основные педагогические усилия направляются на его познавательное и личностное развитие.
Поэтому неудивительно, что на уровне конкретных методических приемов эти модели в той или иной степени взаимопересекаются.
«Обогащенная модель». Ее ключевой элемент - «индивидуальный ментальный опыт». М.А. Холодная, сторонник данной модели, считает, что цель данной модели – помочь ребенку выстроить собственный (личный или ментальный) мир. В качестве показателей интеллектуальной зрелости можно рассматривать характеристики индивидуального умозрения, например такие:
широта умственного кругозора;
гибкость к многовариантность оценок происходящего;
готовность к принятию необычной информации;
умение осмысливать происходящее одновременно в терминах
прошлого (причин) и в терминах будущего (последствий);
ориентация на выявление существенных, объективно значимых аспектов происходящего;
склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной модели «как если бы».
Имея необходимые интеллектуальные ресурсы, ребенок впоследствии самостоятельно сможет решить, над чем и как он будет думать.
Роль учителя здесь заключается в «выстраивании» с помощью определенного материала учебного арсенала субъективных средств продуктивного интеллектуального отношения к действительности.
В период становления дополнительного образования встал вопрос о методах, используемых на этих занятиях, не всегда находил правильное решение. Нередко использовались те же методы обучения, что и на основных уроках математики или методы кружковой работы. В первом случае дополнительное образование превращались во внеклассные занятия по математике, в другом - носили поверхностный, легковесный характер.
В исследованиях, посвященных проблемам постановки и организации дополнительного образования, говорится о важном значении поисковой исследовательской деятельности, которая является результатом проблемного обучения; о постановке самостоятельных работ и организации самообучения учащихся на базе дополнительного образования.
Высказываются некоторые рекомендации относительно выбора форм и методов обучения при дополнительном образовании, а именно:
организация самостоятельной работы учащихся на всех этапах обучения.
построение процесса изучения математики как совместной исследовательской деятельности учащихся.
индивидуализация и увеличение объема самостоятельной работы каждого учащегося.
Были выделены следующие критерии отбора методов организации дополнительного образования:
Критерии преемственности методов.
Критерий соответствия целям и задачам обучения.
Критерии соответствия содержанию занятий.
Критерии соответствия возрастным и индивидуальным особенностям развития старшеклассников.
Рассмотрим теперь каждый из этих критериев в отдельности и
определим его место и роль в решении образовательных, воспитательных и развивавших задач обучения.
Критерий преемственности методов, применяемых на основных занятиях и дополнительном образовании по математике означает, что методы, используемые при дополнительном образовании находятся не в отрыве, а являются естественным продолжением методов, используемых на основных уроках. Этот критерии предполагает, что на основных уроках, предшествующих дополнительному образованию, заложена некоторая база и созданы условия - расширения применяемых методов в сторону постепенного приближения к методам обучения, носящим самостоятельный, творческий характер.
Функции методиста по
педагогике и психологии
через факультетского и группового руководителя устанавливает связь с закрепленными школами, проводит систематическую работу с классными руководителями, организатором внеклассной работы по ознакомлени ...
Экспериментальная проверка предложенной методики работы с
социокультуроведческим курсом в старших классах школ с углубленным изучением
английского языка
Экспериментальная проверка началась с разведывательного эксперимента в 1996/97 учебном году на специализированных курсах по английскому языку НГЛУ. Проведенный эксперимент способствовал укреплению ув ...