В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Были подобраны критерии оценивания возможности воспитания основ национальной культуры у младших школьников в области изобразительной деятельности, которые представлены в таблице 1:
национальный колорит и характер в рисунке (правильность и полнота представлений о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры);
наличие интереса к традициям, предметам культуры;
построение композиции (наличие сюжета национальной тематики, умение комбинировать свои знания, детализация образов; самостоятельность группировки предметов по разным признакам).
Согласно вышеуказанным критериям и показателям, были выделены уровни воспитания основ национальной культуры у младших школьников: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень воспитания основ национальной культуры учеников второго класса характеризуется правильным, обобщенным представлением об объекте культуры, системным отражением его закономерностей, выраженным в развернутом суждении о нем, умением объединять объекты по существенным признакам; выраженной или ярко выраженной избирательностью интереса к предметам родной культуры, осознанностью выбора.
Средний уровень воспитания основ национальной культуры младших школьников характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарными поверхностными представлениями о традициях, дифференциацией представлений об объекте по наличию национальных элементов; неустойчивостью интереса к предметам родной культуры, отсутствием мотивации в выборе предметов.
Низкий уровень характеризуется недифференциацией представлений, неумением выделять объекты; отсутствием или неопределенностью выраженности интереса к предметам родной культуры, отсутствием мотивации или опорой на несущественные признаки.
Констатирующий этап работы осуществлялся по двум направлениям: выявление возможности воспитания основ национальной культуры у младших школьников; изучение изобразительной деятельности как средство национального воспитания младших школьников.
Состояние воспитания основ национальной культуры младших школьников мы определяли следующим образом - каждому признаку был приведен в соответствие балл: 3 балла - при ярко выраженном признаке, 2 балла - при его неустойчивом проявлении, 1 балл - в случае слабого проявления признака, 0 баллов при его отсутствии. Нами было определено следующее соответствие количества набранных детьми баллов по трем уровням усвоения детьми традиций.
- низкий уровень - количество баллов от 0 до 3;
- средний уровень - количество баллов от 4 до 6;
- высокий уровень - количество баллов от 7 до 9.
Сформированные навыки детей к началу эксперимента:
1 ребенок – наличие сюжета национальной культуры, присутствуют маловыраженный интерес к родному краю, предметам культуры, неполные представления о родном крае;
2 ребенок – присутствуют навыки построения композиции и выбора колорита, но детализация образов не выражена;
3 ребенок – заметен интерес к родному краю, предметам культуры, композиционное решение не достаточно продумано, детали яркие, создающие определенное настроение в рисунке;
4 ребенок – композиция построена красиво, присутствует национальный сюжет, но не хватает полноты представлений о родном крае, наблюдается большой интерес к родному краю;
5 ребенок – удачно подобран национальный колорит в рисунке, детально изображены национальные образы, очень хорошо построена композиция, немного не хватает интереса к традициям и предметам культуры;
6 ребенок – интерес к национальной культуре присутствует, но недостаточно, композиция построена слабо, к созданию национального сюжета, характера в рисунке подошла не заинтересовано;
7 ребенок – удачно переданы представления о родном крае, композиционное решение не достаточно творческое, совсем чуть-чуть не хватает интереса;
8 ребенок – композиция построена слабо, сюжет придуман без творческого подхода, но при этом присутствует правильность и полнота представлений о предметах культуры народа;
9 ребенок – удачно изображены предметы национальной культуры, очень заинтересован традициями национальной культуры, но присутствия национального сюжета в рисунке мало;
10 ребенок – построение композиции замечательное, присутствует национальный сюжет, правильно сгруппированы предметы, создано настроение в рисунке, присутствует огромный интерес к родному краю;
11 ребенок – не присутствует большого интереса к культуре народа, не выражен национальный сюжет, но присутствуют правильные представления о родном крае;
12 ребенок – представления о родном крае правильные и полные, большой интерес к культуре своего народа, композиция не до конца продумана;
13 ребенок – к передаче представлений подошла очень творчески, но не продуман национальный сюжет, присутствует небольшой интерес.
Вывод: у большинства детей сформирован средний уровень воспитания основам национальной культуры.
Оценка воспитания основ национальной культуры по заданным критериям на констатирующем этапе:
Ф.И. ребенка |
национальный колорит и характер в рисунке |
наличие интереса к традициям, предметам культуры |
построение композиции, наличие сюжета национальной тематики |
5 ребенок |
3 |
2 |
3 |
2 ребенок |
2 |
1 |
2 |
12 ребенок |
3 |
3 |
2 |
8 ребенок |
2 |
1 |
1 |
11 ребенок |
2 |
1 |
2 |
9 ребенок |
3 |
2 |
2 |
13 ребенок |
2 |
1 |
1 |
4 ребенок |
2 |
3 |
3 |
1 ребенок |
1 |
2 |
3 |
3 ребенок |
2 |
2 |
2 |
10 ребенок |
3 |
3 |
3 |
7 ребенок |
3 |
2 |
2 |
6 ребенок |
2 |
1 |
2 |
Описание хода практической апробации методики преподавания
курса "Методы педагогического исследования"
С 3 октября по 22 декабря 2003 года была проведена практическая апробация тематических фрагментов образовательного модуля "Методы педагогического исследования" на занятиях со студентами (12 ...
Технология
использования презентаций для обучения говорению
Процесс подготовки и представления презентации улучшает качество изучения языка. Это целенаправленная деятельность, в которой осуществляется поиск информации, ее осмысление, интерпретация и создание ...