В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Изобразительное искусство в различных видах его проявления находится в тесной связи с духовным миром народа, выражающейся в философии и истории развития культуры, ощущении и восприятии внешнего мира и его воплощении в материальном продукте. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение.
Восстановление народного творчества в виде изобразительного искусства является связующим звеном прошлого с настоящим, настоящего с будущим народа. Каждое произведение, дошедшее до нас, является истиной из прошлого, носит отпечаток жизни, предшествующий нашему времени.
В настоящее время влияние семьи в передаче изобразительного творчества своим детям значительно ослаблено, а в практике работы массовых школ изобразительное искусство занимает небольшое количество часов и в виде дополнительного образования через кружки и объединения.
Младший школьный возраст оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству понимать и принимать народные обычаи, обряды, традиции.
Разрабатывая программу национального воспитания, мы опирались на теоретические и опытно-экспериментальные разработки проблемы воспитательного значения средств народной педагогики, учитывали, как осуществляется воспитание младшего школьника на основе народной педагогики в семье и школе.
В программе принципы строения красоты представлены в виде общих способов, освоив которые дети могут получить не одно, а множество решений задачи, отличить верное от неверных.
Очень важно воспитание ребенка на основе гуманитарной картины мира, приобщение его к культуре, которая одновременно является и способом воспитания, целостное воздействие на личность через конкретно-чувственное восприятие искусства и действительности.
Задачи, стоящие перед учителем носят интеграционный характер и являются одновременно изобразительными и национально-региональными задачами:
стать носителем знаний о родном крае и культурных связях народов, расселяющих территорию современной Удмуртии;
помочь освоить каждому ученику ценности этнокультурные, общенациональные и общечеловеческие;
сформировать национальное самосознание, уважения к историческому и культурному наследию народов Удмуртии, России;
показать связь природы Удмуртии с ее образом в поэзии (стихи Ф. Васильева), живописи (произведения художников В.А. Семенова, П. Елкина, М. Гарипов, В. Мустаев), народном творчестве;
дать представления о народных промыслах, их истоках и современном развитии на примере рисования натюрморта из предметов быта (ковш, туесок), встречающихся на территории Удмуртии;
показать красоту героев сказок в произведениях художников и народных мастеров, связь удмуртского фольклора с детским творчеством, развитием образной речи;
показать основные виды удмуртского орнамента, его символы и принципы композиционного построения на примере удмуртского передника, платка.
Работа по приобщению младших школьников к народным традициям в семье и школе включает в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляется прямым и косвенным путями: сообщение необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями; опрос детей, какие народные традиции они знают из своей семьи, организация работы с семьей, организация практики использования народной педагогики во внеурочной деятельности.
В качестве направлении работы по приобщению детей к народным традициям мы выделяем следующие: выявление знаний учащихся народных традиций, умение их использовать в современной жизни, выявление семейных традиций, обрядов, творческие работы младших школьников с использованием средств народной педагогики, воспитательное значение народной педагогики. Соответственно этим направлениям выделены задачи приобщения детей к народному творчеству.
Программа составлена из тематических разделов. Разделы включают в себя уроки-типы: урок-сочинение, урок-эксперимент, урок-импровизация, урок-художественный труд.
Практическая часть курсовой работы была осуществлена в естественных условиях в процессе прохождения практики на базе 2 «А» класса Муниципального общеобразовательного учреждения гимназия.
Группа испытуемых составила 13 детей.
В программе эксперимента были предусмотрены следующие неварьируемые условия:
работа во всех группах проводилась в рамках программы по изобразительной деятельности «Нарисуй свою малую Родину»;
были разработаны единые критерии оценивания.
При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:
наблюдение – метод познания, научно объясняющий причины того или иного явления;
эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;
анализ продуктов деятельности – один из методов психологии, изучающий детские рисунки;
метод исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.
Этапы работы над текстом и упражнения на уроках домашнего чтения
Существуют различные точки зрения по поводу того, какие этапы работы над текстом необходимо включить в учебный процесс, какие наиболее эффективны. Естественно, что выбранные виды работы зависят от це ...
Экспериментальная проверка эффективности результатов исследования
Целью данного параграфа является проведение контрольного эксперимента, направленного на анализ эффективности созданных педагогических условий, обеспечивающих направленность художественно-творческой д ...