В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
3. устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране.
Эстетические требования устанавливают: соответствие эстетического оформления функциональному назначению ресурса; соответствие цветового колорита назначению и эргономическим требованиям; упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов.
Классификация электронных образовательных ресурсов
Приведём классификацию электронных образовательных ресурсов. Проанализируем следующие источники. Осин А. В. В своей книге «Создание учебных материалов нового поколения» приводит следующую классификацию электронных образовательных ресурсов по следующим направлениям:
1.По технологии создания: текстографические ресурсы – отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, также они имеют существенные отличия в навигации по тексту; мультимедиа ЭОР - ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания.
2.По среде распространения и использования: Интернет-ресурсы онлайн – работающие только в режиме подключения к сети Интернет; Интернет-ресурсы офлайн – их можно скачать, инсталлировать на компьютер и использовать без Интернета; ресурсы для «электронных досок».
3.По содержанию: учебники; рабочие тетради; лабораторные работы; электронные справочники и словари; викторины.
4.По принципу реализации: мультимедиа-ресурсы; презентационные ресурсы; системы обучения.
5.По составляющим входящего в них содержания: лекционные ресурсы; практические ресурсы; ресурсы-имитаторы (тренажеры); контрольно-измерительные материалы.
Андрианова Л.М. в книге « Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов» предлагает следующую таблицу:
На основании рассмотренных источников составим таблицу классификации.
Таблица 1. Характеристика электронных образовательных ресурсов
Класс (тип) электронного образовательного ресурса |
Педагогические функции тип электронного образовательного ресурса |
Демонстрационное средство |
Обеспечение вариативных видов наглядности в процессе работы с учебным материалом. Создание условий для эффективного восприятия учебной информации обучаемыми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. |
Информационный источник |
Создание условий для развития учебной деятельности посредством освоения учащимися операциональной основы работы с учебной и справочной информацией, представленной в структурированном и систематизированном виде. Создание условий для индивидуализации и дифференциации процесса обучения на основе удовлетворения запросов в учебной информации определенной возрастной категории пользователей. Создание условий для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с учетом технологического тезауруса определенной возрастной группы учащихся. |
Моделирующее средство |
Создание условий для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с учетом тезауруса знаний и предметных умений определенной возрастной группы учащихся. Создание условий для имитации в процессе обучения реальной конструктивной и исследовательской деятельности с учетом возрастной категории пользователей. Создание условий для индивидуализации и дифференциации процесса обучения на основе удовлетворения запросов в учебной информации определенной категории учащихся |
Инструментальное средство |
Создание условий для организации самостоятельной работы учащихся (с учетом возрастных особенностей и технологического тезауруса), ориентированной на решение индивидуально значимой задачи. |
Обучающая программа |
Создание условий для формирования и индивидуальной коррекции предметных знаний и умений посредством реализации интерактивного диалога. Создание условий для индивидуализации процесса учения на основе возможности выбора способа работы с учебным материалом конкретного учащегося. Создание условий для самооценки знаний учащимися с помощью средств компьютерной программы. |
Тренажер |
Создание условий для формирования и индивидуальной коррекции предметных знаний и умений на основе совокупности заданий программного средства. Создание условий для индивидуализации и дифференциации процесса учения на основе возможности выбора уровня сложности учебных заданий. Создание условий для объективированной оценки и самооценки знаний учащимися с помощью средств компьютерной программы. |
Контролирующее средство |
Создание условий для формирования и индивидуальной коррекции предметных знаний и умений на основе совокупности заданий программного средства. Создание условий для индивидуализации и дифференциации процесса учения на основе возможности выбора уровня сложности учебных заданий. Создание условий для объективированной оценки и самооценки знаний учащимися с помощью средств компьютерной программы |
Развивающая игра |
Создание условий для развития учащихся с учетом индивидуальной и возрастной специфики. |
Электронный учебник |
Обеспечение возможности осознанного усвоения содержания, внутренней логики и структуры учебного материала в процессе самостоятельной работы учащегося со средством обучения, ориентированной на усвоение знаний, становление и развитие умений в рамках предметного курса, посредством: предъявления учащимся учебного материала дисциплины с учетом требований научности и доступности; адаптивности, полноты, системности; использования различных видов наглядности при предъявлении учебного материала с учетом специфики учебного курса; выполнения практических заданий, ориентированных на закрепление учебного материала; контроля (самоконтроля) усвоения знаний. |
Электронное учебное пособие |
Обеспечение возможности самостоятельной работы учащегося со средством обучения, ориентированной на усвоение знаний, становление и развитие умений в рамках предметного курса, посредством: предъявления учащимся учебного материала дисциплины с учетом требований научности и доступности; адаптивности, последовательности и логичности; выполнения практических заданий, ориентированных на закрепление учебного материала (или его части); контроля (самоконтроля) усвоения знаний. |
Учебно-игровое средство |
Решение общих педагогических задач, приоритетно значимых для каждой ступени школьного образования, посредством обеспечения возможности вариативных форм работы с учащимися на основе использования вариативного представления учебного материала в модулях программного средства. |
Методические рекомендации по развитию
речи у детей дошкольного возраста в процессе игры
Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для реб ...
Влияние системы развивающего обучения на процесс развития личности младшего
школьника в работах Д.Б. Эльконина
В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы личности ребёнка. Однако начинается эта перестройка с интеллектуальной сферы, и прежде всего – с мышления. Это связано ...