Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Принцип наглядности

Страница 1

Принцип наглядности – одно из основных инвариантных положений общей и предметных дидактик. Сущность принципа в отечественной дидактике связывают с одним из постулатов материалистической диалектики, объясняющей природу познания человеком явлений и предметов реальной действенности, в частности, с тезисом В.И. Ленина о том, что данный процесс в своем генезисе и диалектике развивается "от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике".

При рассмотрении дидактических процессов с позиций психофизиологии были обозначены место зрительного образа, его значение в формировании представления о технике изучаемого двигательного действия. Реализация принципа наглядности в ходе дидактических процессов по физической культуре связана с широким применением наглядности, т.е. средств, обеспечивающих восприятие и осознание различных параметров изучаемого двигательного действия, развиваемых двигательных качеств, инструктивных навыков, умений и других разновидностей структуры содержания образования.

Выделяют четыре формы проявления наглядности в обучении двигательным действиям: зрительную, звуковую, словесную и двигательную, которые представляют прямой и косвенный виды осуществления данного принципа.

Зрительная наглядность выражается в передаче учителем учебной информации, которую учащиеся воспринимают через зрительный анализатор. Это показ изучаемого двигательного действия в целом или отдельных его элементов, а также демонстрация рисунков, схем, кинограмм, кинофильмов и других материалов с помощью аудиовизуальных технических средств, включая компьютерную технику.

Звуковая наглядность выражается в передаче учебной информации посредством звука, о характере которой учащиеся заранее осведомлены. Это может быть похлопывание в ладони, постукивание по полу или другим предметам либо использование метронома.

Звуковая наглядность применяется для освоения учащимися ритма, темпа движений, например при разучивании темпа разбега в опорных прыжках в гимнастике или прыжках с разбега в длину и высоту в легкой атлетике. Звуком можно обозначить момент наскока на гимнастический мостик, отталкивания в прыжках с разбега. Звук помогает учащимся соблюдать ритм движения.

Словесная наглядность способствует конкретизации отдельных параметров формирующегося логического образа изучаемого двигательного действия благодаря конкретной словесной информации, которая должна быть немногословной, адресной и на языке, понятном для учащихся.

Двигательная наглядность связана с использованием в процессе обучения двигательным действиям мускульных ощущений, которые помогают формированию у учащихся кинестетического образа.

При выполнении двигательных действий у учащихся возникают конкретные, поддающиеся прочувствованию мышечные ощущения: понимание (осознание) состава элементов двигательного действия, осознание правильного распределения мышечных усилий, момента приложения максимальных усилий. Все это способствует получению информации, что невозможно лишь при зрительном восприятии.

Прямая наглядность обеспечивается путем непосредственного показа изучаемого двигательного действия учителем или одним из наиболее подготовленных учащихся. К показу учителем изучаемого двигательного действия или комбинации, состоящей из нескольких движений (упражнений), предъявляются следующие требования.

1. Показ должен быть близким к идеальной технике исполнения изучаемого двигательного действия, служить эталоном для воспроизведения его учащимися. Вместе с тем демонстрация техники двигательного действия не должна быть образцовой, чтобы не отталкивать учащихся своей сложностью.

2. Следует больше внимания уделять имитационному показу, который облегчает восприятие основы и деталей техники двигательного действия.

3. Показывая технику выполнения физического упражнения, нужно акцентировать внимание учащихся на ее конкретных элементах; двух, трех и больше.

4. Одновременно с демонстрацией эталонной техники выполнения изучаемого двигательного действия необходимо обратить внимание на возможные ошибки, привлекая к показу одного из учащихся, у кого подобные ошибки наиболее заметны, или же используя специально подготовленные рисунки, схемы, где искажения техники обозначены.

5. При показе техники исполнения физического упражнения, его элементов или ошибок наблюдающие должны быть расставлены в удобных для обзора местах спортивного зала, площадки, лыжни.

6. Демонстрацию упражнения учителем или учащимся лучше сопровождать конкретизирующей зрительные воздействия словесной информацией, что повысит результативность возникновения логического, зрительного и кинестетического образов изучаемого двигательного действия.

Косвенная (опосредованная) наглядность – использование рисунков, схем, кинограмм, аудиовизуальной техники (телевизора, компьютера) для передачи зрительной информации. Для решения этой задачи разрабатываются средства и способы их использования.

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Логопедическая работа с детьми – дисграфиками
Дисграфия у детей – это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения пи ...

Мотив и мотивация
В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как он ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru