В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Таким образом, новация – это средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение, является инновационной деятельностью.
В. С. Лазарев выделяют следующие этапы развития инновационного процесса:
определение потребности в изменениях;
сбор информации и анализ ситуации;
предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
принятие решения о внедрении (освоении);
собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.
В качестве содержания инновации могут выступать:
научно-теоретическое знание определённой новизны;
новые эффективные образовательные технологии;
выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.
Нововведения в сфере образования – это новые качественные состояния образовательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.
Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.
Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют:
1) по источнику возникновения:
внешние (разрабатываются за пределами образовательной системы);
внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).
2) по масштабу использования:
единичные;
диффузные.
3) в зависимости от функциональных возможностей:
нововведения – условия: обеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационную образовательную среду, социокультурные условия и т.д.);
нововведения-продукты: педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.;
организационно-управленческие нововведения: качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.
4) по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности:
инновации нулевого порядка – это регенерация первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента);
инновации первого порядка характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве;
инновации второго порядка представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.);
инновации третьего порядка – адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования;
инновации четвертого порядка содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей);
инновации пятого порядка инициируют создание образовательных систем “нового поколения“ (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы); инновации шестого порядка – в результате их реализации создаются образовательные системы “нового вида“ с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа;
Особенности развития критического мышления школьников в процессе обучения
В основе технологии критического мышления лежат проверенные временем образовательные традиции. Это, в первую очередь, конструктивистская традиция Ж. Пиаже и Л. Выготского. Рассматривая основные крите ...
Серия занятий по развитию творческого воображения детей
При подборе и организации занятий мы опирались на следующие принципы: 1) свобода выбора ребенком стимульного и изобразительного материала; 2) неограниченность временными рамками; 3) положительное при ...