В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
« Аффективное поведение – это упрямство, драчливость, вспышки гнева, ярость. Это формы поведения, которые возникают у детей неудовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со сверстниками или взрослыми в ходе ряда причин, таких как:
- длительное пребывание в детском саду.
- наметившийся кризис семьи.
- избыток родительского раздражения
Аффективный ребенок агрессивен, конфликтен, драчлив, отчаянный спорщик. Его плач изводит родителей. Однако такой ребенок и высокочувствителен, точно улавливает настроение взрослого. Он робок, но и бесстрашен – может вступить в конфликт, в драку с более сильными детьми и даже с детьми, старшими по возрасту, не думая о последствиях для себя. Он раним и обидчив, но сам не обостряет ситуацию, в которой может быть обижен; он застенчив и назойлив; не переносит шума и шумен сам; истощаем. Но жаден до информации и засыпает у телевизора от усталости, чуть ли не поддерживая веки, чтобы не закрылись глаза. Он «вредный», но и бесхитростный. Он боязлив, недоверчив, ему присущ страх нового, неизвестного, но он и крайне неосмотрителен, неосторожен, часто попадает в беду». Вот каким нам предоставляет аффектика врач- психотерапевт В.И. Гарбузов.
А вот как характеризует психолог Е.Е. Кравцова в книге «Как помочь детям в преодолении трудностей в поведении» детей – аффектиков.
Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие формы поведения – это упрямство, заторможенность, негативизм, неустойчивость эмоционального поведения. « Это не психическое заболевание, это отклонение в психическом развитии».
Детям с отрицательными аффективными переживаниями характерно такое поведение, они:
- теряются, плачут, бояться страшного;
- не могут переключить внимание с одной ситуации на другую;
- не могут включиться в коллективную игру, занятие;
- плачут при расставании с родителями;
- в конкретной ситуации не знают как поступить;
- часто плачут, падают на пол, бьют ногами и руками;
- зависят от конкретной ситуации (вошел и не вышел из ситуации);
- низкий уровень произвольного поведения;
- безынициативность и внешняя послушность взрослому;
- ребенок может принять поставленную перед ним задачу, но не может решить ее.
Причиной аффектного поведения являются зачастую психопатологические изменения, которые вызываются либо патологической наследственностью, либо неблагоприятными воздействиями на ребенка внешних факторов во внутриутробном (эмбриональном) периоде или на самых ранних этапах его жизни. По вопросу о наследственной психопатии существуют разные точки зрения. Одни считают, что психопатия наследуется как патология характера. Другие рассматривают психопатию как зачаточные или неразвившиеся формы психических заболеваний. Большинство авторов отмечают, что психопатические личности встречаются чаще в семьях, где в наследственности имели место психические заболевания.
Трудности в поведении и характере детей-психопатов могут быть обусловлены как биологическими, так и социальными причинами. Но при этом биологические данные, в том числе и наследственные, должны учитываться лишь как исходные моменты, не предопределяющие всех свойств и особенностей характера, который сформируется у ребенка в будущем. Тяжесть, или степень, психопатического состояния у ребенка будет во многом зависеть от того, в каких условиях протекает его развитие. При правильном педагогическом подходе и благоприятных социальных условиях характерологические особенности ребенка могут настолько скомпенсироваться, что он может стать полноценным членом общества. Если же развитие психопатического ребенка протекает в неблагоприятных условиях, могут возникнуть значительные патологические нарушения в характере и поведении.
Значение социальных условий в компенсации психопатических состояний детей определяется тем, что психопатия — это не болезнь, а своеобразное аномальное течение детского развития. Психопатия характеризуется неравномерным (дисгармоничным) развитием отдельных психических функций и систем. Так, наряду с полноценным умственным развитием у детей-психопатов наблюдаются недоразвитие и своеобразные изменения в эмоционально-волевой сфере. Одни дети чрезмерно чувствительны, обидчивы, ранимы, болезненно привязаны к кому-нибудь из своих близких (чаще к матери) при равнодушном отношении к остальным членам семьи. Другие дети, наоборот, эмоционально холодны, не имеют привязанностей, замкнуты, несколько эгоистичны. В некоторых случаях в чертах характера детей-психопатов выступает эгоцентризм, переоценка своих возможностей, подчеркнутое самоутверждение, что нередко приводит к конфликтам с окружающими.
Подходы к организации учебного сотрудничества
Опыт передовой практики обучения иностранного языка показывает, что эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего способностью учителя создать условия и организовать ситуации, ...
Возрастные и индивидуальные различия школьников
Чрезвычайно актуален сложный вопрос о единстве, различие и взаимоотношениях возрастных и индивидуальных особенностей детей, подростков и юношей. Учет возрастных особенностей чрезвычайно важен в воспи ...