В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Понятие «экологическая тропа» пришло к нам из опыта биологов по организации маршрутов на местности в целях проведения учебной и просветительской работы по охране, созданию условий для воспитания экологической культуры. Экологическая тропа – это учебно-просветительный кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания.
Маршрут экологической тропы может быть проложен по территории близлежащего парка, по участку детского сада. При этом учитываются следующие условия: наличие естественного ландшафта, его привлекательность; информативность, способность удовлетворить потребность детей. Это условие предполагает установку информационных щитов, использование разнообразного оборудования, смотровых площадок, создание условий для наблюдений, наличие разнообразных экскурсионных объектов; эстетическая привлекательность окружающей природы, наличие условий для экологического воспитания родителей, и педагогов. Учитывая, что тропы прокладывается в естественных природных условиях, одним из требований к её организации является эстетичность природного окружения.
Экскурсионными объектами могу быть памятники природы (редкие для данной местности растения); лекарственные растения; уголок леса, поля, луга; растения, на которых видно влияние деятельности человека, окружающей среды (растения у дороги); места, где можно увидеть влияние животных на растения (погрызы деревьев, следы, остатки пищи и т. д.); роль животных, грызунов, дождевых червей в природе; различные виды растений, деревьев; вековые деревья, уникальные растения, ручьи, ключи; транспортные магистрали; насекомые и их влияние на растения; следы нежелательных воздействий человека на природу: целлофановый пакет на земле, кострище, пенёк.
По пути располагаются различные остановки, предусматривается место для игр, отдыха, изготовление поделок из природного материала, сувениров.
Задачи, решаемые в процессе работы на экологической тропе: сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний; формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными; руководство чувственно – эмоциональными, интеллектуальными реакциями на окружающую среду; воспитание привычки заботится о природе и её обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь; формирование умения видеть взаимосвязь явлений природы, делать выводы; воспитание эстетических чувств; самовоспитание средствами природы; воспитание любви к природе, Родине; укрепление дружеских взаимоотношений между воспитателем и детьми; развитие творчества, воображения, мышления, внимания и т. д.
При организации экологической тропы разрабатывается её схема.
В паспорте экологической тропы указывается: месторасположение, проезд, краткая характеристика природных объектов, в зоне которых она проходит, назначение, краткое описание маршрута, оборудование, год закладки, возможность использования по сезонам.
Очень важно сформировать у детей правила поведения в природе. Правила должны быть не запрещающими, а разрешающими. Например:
· Веди себя в природе, как в гостях, с уважением к её жителям.
· Природа – наш дом, приятно ли, если в доме будет бумага, мусор, отходы? Мы же не бросаем дома бумагу, банки и т. д.
· Хозяева природы (в лесу, в поле…) – птицы, звери, растения. Не разрушайте гнёзда, норки. Это их маленькие домики.
· Громкий разговор, крик пугает обитателей леса, луга… Старайтесь говорить так, чтобы не испугать животных, птиц, насекомых.
· Деревья растут медленно. Не ломай их.
· Сорванные цветы в букетах быстро вянут, а на лугу долго остаются красивыми.
На экологической тропе выделяются экологические остановки.
«Деревья» (кустарники).
Эта остановка может быть посвящена деревьям и кустарникам: слива, яблоня, абрикос, ясень, липа, ольха, сосна, тополь, ель, берёза, осина и др.
Цель: сформировать понятие о дереве как живом объекте. Закрепить знания о внешнем виде деревьев ( кустарников),их частях и назначении. Показать взаимосвязи, существующие в природе: дерево – место обитания насекомых, птиц, животных, там же они находят птиц, спасающихся от врагов. Дерево использует человек и он же помогает дереву.
У кого какой дом (лес, поле, луг, сад и т. д.)?
Цель: показать детям саморазвивающийся (естественный или искусственный – созданный с помощью человека и поддерживаемый его трудом) биоценоз – лес, поле, луг, сад. Парк и т. д. Показать, что в этом мире каждое растение, животное имеют необходимые условия роста и приспособлены жить самостоятельно. В природе всё взаимосвязано: хищники не могут жить без мелких растениеядных животных. Последние питаются растениями, а растения не могут обходиться без воды, света, тепла. Нарушение одного звена ведет к гибели всех живых существ. Человек использует природу: собирает урожай, разводит домашних животных, птиц, создаёт заповедники. Воспитывает действенное отношение к природе, бережное отношение к ней, любовь ко всему живому.
Возможные результаты применяемых методов повышения самооценки подростков
11-14 лет
В данном разделе нам хотелось бы рассмотреть, к какому результату могут привести описанные выше методы повышения самооценки подростков, передача ему ответственности за его собственные решения, попытк ...
Содержание и проведение тренинга толеранности со студентами
Вместе с научным руководителем на лабораторных занятиях по социокультурной антропологии мы проводили опросы (анкеты, беседы, тесты), а затем специальный тренинг по формированию культуры мира у студен ...