В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Вместе с тем, психологи утверждают, что дети, вступающие в подростковый возраст очень восприимчивы к возникновению у них познавательных интересов. В поисках самого себя, своего Я, пятиклассник стремится быть не как все, в то же время, подражает всем.
Подражание делает подростка взрослым и в собственных глазах и в глазах, как ему кажется, окружающих. При этом мнение сверстников для подростка более значимо, чем мнение учителей и родных. Именно подражание и оглядка на мнение сверстников устанавливают «моду» в классном коллективе. Нередко получать хорошие отметки и добросовестно учится становиться «не модно»: некоторые пятиклассники начинают стесняться прилежно выполненного домашнего задания, начинают бравировать показано равнодушным отношением к отметкам. Д.Б. Эльконин объясняет: «Имеющееся пренебрежительное отношение к отметкам и отличникам является лишь выражением взрослости, усвоенной из самых разнообразных источников и иногда подкрепляемой неправильно складывающимися отношениями с учителями». При этом автор подчеркивает, что «безразличное отношение подростков-пятиклассников к школьному учению может сосуществовать с существенным сдвигом в отношении к знаниям – стремлением к приобретению настоящих, глубоких знаний». «Важны не отметки, а знания», – заявляют учащиеся.
Появляющееся новое отношение к учению, к знаниям является одной из важных сторон чувства взрослости. Более того, новое отношение к знаниям, возможно, составляет то ядро взрослости, культивируя которое можно преодолеть возникающие в этот период развития трудности в поведении и воспитании детей.
Еще одной важной составляющей младшего подросткового возраста является изменение отношений со сверстниками, теперь общение с товарищами – «это особая сфера жизни ребенка, сфера личных взаимоотношений с ним и коллективом класса, а также с формированием особой практики взаимоотношений с коллективом и товарищами. Эта сфера жизни общения становится для подростка-пятиклассника чрезвычайно важной и лично очень значимой». Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в «друзьях на всю жизнь». Тем не менее, желание всё всем делать вместе является определяющим у младших подростков. Именно поэтому многие педагоги отмечают крайнюю заинтересованность и собранность даже самых «трудных в поведении» детей во время коллективной работы.
Важнейшей особенностью подростков, оканчивающих 5-й класс, является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Нередки случаи возникновения в этот период кризиса самооценки – ситуации, когда равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых. Недовольство собой проявляется во всех сферах деятельности: и в общении со сверстниками, и в учебной деятельности. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего значимыми, авторитетными для него.
И именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфиденциальностью. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести личные дневники и начинаются первые влюбленности.
Подводя итоги, выделим основные черты младшего подросткового возраста:
Основное новообразование – чувство взрослости, проявляющееся в стремлении к самостоятельности.
Происходит переоценка ценности обучения и своего положения в этом процессе. Пятиклассник стремится добывать глубокие знания в интересующих его областях, нередко далеких от школьных предметов.
Особенности формирования личности
Для поведения мальчиков младшего школьного возраста характерны более сложные, чем у девочек, отношения с окружающими их людьми, как в школе, так и дома. Надо отметить, что мальчики поступают в началь ...
Ход и анализ результатов
апробации
Представленные выше уроки, разработанные на основе исследованного нами теоретического материала и анализе компьютерных обучающих программ, были апробированы в ходе педагогической практики. Основными ...