В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
История призрения детей-сирот в России традиционно осуществлялась по трем основным направлениям – общественному, государственному и церковному. Первые детские приюты возникли при монастырях в XVIII веке. В начале XIX века стало развиваться воспитание детей-сирот в городских и крестьянских семьях. Создаются приюты, которые содержатся на средства частных лиц, благотворительных обществ и т.п. Большинство приютов входило в Ведомство императрицы Марии. К началу XX века некоторые приюты принадлежали к военному ведомству и Министерству внутренних дел. Многие приюты содержались за счёт самообеспечения и самоокупаемости.
После 1828 г. большинство воспитательных домов, приютов, детских яслей создавалось за счет благотворительности. В приютах дети питались, их одевали, следили за здоровьем, обучали письму, счету и чтению. Выполняя несложные работы по самообслуживанию, они усваивали трудовые навыки. В приютах открывались ремесленные классы, ориентированные на соответствующее производство. В 40-х годах XIX века подобные приюты открываются при большинстве промышленных предприятий. В 1846 г. в приютах были только приходящие дети, но позднее стали создаваться "сиротские отделения", в которых дети, не имеющие родителей, жили постоянно. К концу XIX века приюты стали смешанного типа: в них находились приходящие и постоянно живущие дети.
Известному благотворителю того времени принцу Пётру Григорьевичу Ольденбургскому принадлежало около 500 благотворительных учреждений. Самый известный из них – "Детский приют" в Петербурге, открытый им в 1846 г. Его воспитанники получали образование в объеме начальной школы и обучались какому-либо ремеслу (часовому, переплетному, слесарно-механическому). В приюте были музыкальная и рисовальная школы. В женском отделении были гимназия и педагогический класс. Одним из первых учреждений для неимущих детей в Москве стал приют, учрежденный по инициативе князя Хилкова. Главной идеей этого приюта было обучение детей ремеслу с тем, чтобы они выросли самостоятельными и полезными для общества людьми. Дети должны были чувствовать себя "не воспитывающимися исключительно на счет благотворительности, а рабочими, которые сами зарабатывают средства для своего существования". Ремеслом, которое было им под силу и которое давало заработок, обеспечивавший содержание в приюте, стало чулочно-вязальное производство. сиротский институт благотворительный смольный
К концу XIX века число приютов в России значительно выросло. Только в "Московское общество попечения о бедных и больных детях" было открыло почти 90 учреждений для детей-сирот и полусирот в возрасте от 3 до 10 лет. В начале XX века в стране было уже 148 приютов, включая ясли–приюты, ремесленные и рукодельные приюты, школы поварского искусства, подготовки смотрительниц и др. Некоторые из них были образцовыми не только для России. Так, приют П.Г. Ольденбургского в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже был отмечен двумя серебряными медалями. К 1917 г. в России насчитывалось 538 детских приютов, в которых воспитывалось почти 30 тысяч детей.
Социально-педагогические взгляды В.Ф. Одоевского (1803–1869 г.).
С середины XIX века центральной фигурой прогрессивной части петербургского общества был князь Владимир Фёдорович Одоевский. Он занимался широкой благотворительной деятельностью, открывал детские приюты, разработал для них "Положение" и другие пособия. В.Ф. Одоевский выступал за введение в России всеобщего начального образования, был против привлечения в качестве домашних воспитателей-учителей иностранцев и др. В начале 30-х годов Владимир Федорович заинтересовался деятельностью Е.О. Гугеля. Он был очарован личностью педагога: поразили его беззаветная увлеченность делом воспитания сирот, умение разговаривать с ними, понимать их душевные состояния. По его мнению, искусство говорить с детьми "очень важно для успехов целого воспитания", т.к. живое слово "может производить могучее действие на все внутреннее развитие ребенка". По его убеждению, нравственное и религиозное воспитание неразрывно связаны друг с другом: нравственное воспитание начинается с религиозного. Наблюдения за работой Е.О. Гугеля легли в основу пособий В.Ф. Одоевского для воспитательных домов – "Детские книжки для воскресных дней". В них были помещены наставления для воспитательниц, рассказы для чтения.
В 1838 г. для руководства детскими приютами был создан Комитет главного попечительства под председательством Л. Строганова. Членом комитета В.Ф. Одоевским (вместе с Д. Блудовым) было разработано "Положение о детских приютах", в основу которого было положено требование комитета: "не выводить детей из того состояния, к которому они предназначены по своему званию". Важнейшая задача приюта была в приучении детей с ранних лет "к труду, повиновению и опрятности". В "Положении" была предусмотрена связь приюта с семьей. В.Ф. Одоевский написал "Наказ заведующим детскими приютами", в котором определил главную задачу этих заведений в приучении "ученика, прежде всего, быть человеком". Общее образование он определял как общечеловеческое, предшествующее всякому специальному.
Возможности метода проектов в развитии
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте дети уже накапливают определенный социальный опыт, что позволяет им перейти на новый - развивающий уровень проектирования На этом этапе проекты становятся более сложными ...
К вопросу о роли детских
общественных объединениях в социализации личности подростка
Задачи социального становления личности ребенка являются важным для любого государства. Особенно это важно для общества в период, когда формируется социальный опыт у детей и подростков. От того, каки ...