В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
наличие или отсутствие пассивного (возможность механически отодвинуть мягкое небо до соприкосновения с задней стенкой глотки), активного (способность мягкого неба достать заднюю стенку глотки при произнесении гласных «а» или «э») и функционально-рефлекторного (способность к замыканию носоглотки при механическом раздражении слизистой оболочки мягкого неба) смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки;
степень выраженности рубцовых изменений;
высокое или низкое стояние мягкого неба.
Функциональное состояние глоточных мышц: рефлексы живые, заторможенные; наличие или отсутствие фарингопластики, рубцовых изменений.
Состояние артикуляторной моторики:
неподвижность нижней челюсти, губ, щек, спонтанно и по заданию;
компенсаторные движения мимической мускулатуры (крыльев носа, щек, лба);
мимика (живая, вялая, скованная);
особенности позиции языка, состояние его корня и кончика; его излишняя напряженность или вялость, ограничение подвижности языка (предложить выложить широкий язык на нижнюю губу, вытянуто «жалом», поднять, опустить, поводить влево – вправо и т.д. – все движения выполняются по подражанию, затем по инструкции логопеда перед зеркалом и без него).
16. Дыхание:
тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное).
Тип речевого дыхания, глубина, длительность речевого выдоха;
отсутствие или наличие утечки воздуха через нос во время речи.
Состояние голосовой функции:
сила звучания – умение изменять силу голоса при произнесении тестового материала;
высота – возможность голосовых модуляций;
тембр - яркость, звонкость, глухость;
назальность – открытая, закрытая, смешанная;
наличие осиплости или охриплости голоса, напряженность фонации.
Характер спонтанной речи (во время простого диалога, проговаривании тестовых слогов и фраз, счета до 10 – 20);
разборчивость речи;
степень назализации (слабая, умеренная, гиперназализация);
нарушение звукопроизношения – отсутствие, замена или искажение звуков;
объем активной и пассивной лексики;
степень владения грамматическим строем;
темп, паузация и мелодика речи;
изолированное произнесение гласных и согласных звуков.
Начинать обследование с гласных звуков: «а,э,о,ы,у,и,я,е,ё,ю»; (изолированно и в начале слова под ударением). Затем проводится обследование согласных звуков: твердых, мягких, звонких, глухих, свистящих, шипящих, сонарных. При подборе слов учитывается, чтобы исследуемый звук стоял сначла между двумя гласными: ифи – афа, иви – ава, или – ала, ипи – апа, иби – аба и т.д. Это позволяет наблюдать какое положение и какие движения выполняет язык, затем звук должен быть расположен в начале, середине и конце слова.
Исследование развернутой речи:
наличие развернутой речи (общается при помощи отдельных слов или фраз);
умение пользоваться монологической речью;
состояние связной речи;
особенности лексико-грамматического строя речи;
словарный запас;
навык чтения (у школьников): улучшается речь или ухудшается речь в процессе чтения.
Обследование фонематичского слуха.
Ребенок повторяет вслед за логопедом, лицо которого закрыто экраном, изолированные звуки, слоги и слова, отличающиеся незначительно и контрастные.
Требования к содержанию дидактического материала:
Материал предъявляется на карточках или в отраженном произнесении.
Соответствие возрасту ребенка и его развитию.
Использование предметных, сюжетных картинок.
Использование фотографий привычных вещей.
Таблицы со слогами, словами, фразами и т.д.
Заключение логопеда.
Анализируя полученные результаты, необходимо отметить очень низкий уровень сформированности речевых навыков. Нарушение функций артикуляционного аппарата у обоих детей обусловлено как врожденным дефектом, так и послеоперационными факторами (отечность, боль, рубцовые изменения) частые простудные заболевания, соматическая ослабленность затрудняют речевое развитие.
Назализация звуков обусловлена отсутствием небно-глоточного смыкания, невозможность артикуляции согласных звуков связана с тем, что твердое небо с рубцовыми послеоперационными изменениями, кинестезии снижены; мягкое небо после операции неподвижно, отечно, укорочено; язык напряжен, оттодвинут в глубь ротовой полости. Произнесение слов сводится к проговариванию гласных: «машина» – «аыа».
Поэтому речь неразборчива, фраза не сформирована, активный словарь бедный.
Использование звуковых ресурсов Интернета
Для поиска аудио и текстовых материалов в Интернете можно использовать как каталоги, так и поисковые машины. Так как учителя интересует аудиоматериалы, записанные представителями разных стран и конти ...
Формирование технолого-методической компетентности учителя химии
Компетентностно-ориентированное образование обозначило новые требования к качеству подготовки выпускников вузов, определив их в виде уровня сформированности компетенций. Анализ педагогических исследо ...