В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Экспериментальная апробация поставленной гипотезы проводилась на базе МДОУ №1 «Солнышко» г. Холмска.
В процессе исследовательской работы на констатирующем этапе нами было проведено обследование детей и составлен план коррекционно-воспитательной работы для исправления нарушения речи у детей.
Было исследовано:
анатомические особенности строения всего артикуляционного аппарата и самого врожденного дефекта;
общее речевое развитие;
изменения в эмоционально-волевой сфере ребенка с дефектами внешности и речи (см. приложение )
Констатирующий «срез» был сделан в октябре 2002г. в экспериментальную группу мы включили 2-ух детей с открытой ринолалией.
Вова А. Зачислен в старшую логопедическую группу с речевым диагнозом: открытая ринолалия (послеоперационная).
При обследовании речевого аппарата обнаружены рубцы на твердом небе, послеоперационный шов на мягком небе. Выявлено отсутствие всех согласных звуков и их мягких вариантов кроме звука «м».
Дыхание ключичное поверхностное, быстро истощаемое, не сформированная направленная струя из-за утечки через нос. Разборчивость речи плохая.
Никита И. зачислен в старшую логопедическую группу в сентябре 2002 г. по решению МПК от 22.09.2001г. с речевым диагнозом: открытая ринолалия (послеоперационная). При обследовании выявлены рубцовые изменения верхней губы, мягкого неба. Речь неразборчивая, с гиперназализацией из-за геперопеки в семье совершенно не может быть один, замкнут, необщителен. Ребенок соматически ослаблен из-за частых заболеваний верхних дыхательных путей.
В процессе исследовательской работы на констатирующем этапе в экспериментальной группе нами были использованы следующие методы исследования: наблюдение, опрос по плану речевой карты, исследование медицинских документов, беседы с родителями.
Обследование начинается с беседы с мамой ребенка. Выясняем состояние семьи, уровень развития и род занятий родителей, отношение к ребенку в семье, отношение ребенка к своему дефекту.
Речевая карта
Ф.И.О. ребенка
Возраст ребенка.
Откуда прибыл (детский сад, школа и т.д.).
Ф.И.О. родителей, место работы, возраст.
Анамнез:
беременность – от какой по счету беременности родился ребенок, чем закончились предшествующие беременности, нет ли у других детей расщелины, были ли недоношенные дети, были ли до этого преждевременные роды, чем вызваны, не принимались ли меры для ликвидации этой беременности, течение беременности, самочувствие матери с первых дней беременности (1 триместр), наличие вредных факторов в этот период;
роды: характер – тяжелые, легкие, срочные, стремительные и т. д., была ли стимуляция родовой деятельности;
состояние ребенка при рождении (закричал сразу или после стимуляции).
Раннее развитие ребенка:
грудное вскармливание, до какого возраста;
с какого времени прикармливание;
как развивался физически (с какого времени держит головку, все детские особенности);
какие заболевания были у ребенка на первом году жизни.
Состояние органов слуха – заключение ЛОРа.
Развитие речи. Когда появился лепет, какова его активность, когда и как начали формироваться первые слова, с какого времени пользуется полными словами. Когда появилась фразовая речь, знает ли ребенок стихи, сказки, не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи ребенка, и как она их оценивает.
Психические особенности ребенка (совместно с психологом) как ребенок ориентируется в окружающей среде, обстановке, в какие игры, игрушки любит играть, его отношение к книгам, картинкам, чем занимается самостоятельно, усидчивость, отвлекаемость, внимание, память.
Навыки самообслуживания.
Лечение ребенка, когда была проведена операция губы, неба, применялось ли медикаментозное лечение и логопедическое воздействие, результаты.
Характер дефекта:
расщелина твердого и мягкого неба (полная или неполная);
скрытая (субмуказная) щель;
расщелина верхней губы (одно-, двух сторонняя);
время проведения хирургического лечения, сведения о повторных операциях;
возраст, в котором проводилась операция;
особенности послеоперационного течения (имелись ли осложнения в виде расхождения швов, остаточных дефектов);
строение и форма твердого неба, наличие свищевых ходов;
характер прикуса, состояние зубов и строение альвеолярного отростка верхней челюсти.
Состояние мягкого неба и язычка.
длина мягкого неба, подвижность при произнесении гласного звука «а» или «э» либо при вызывании глоточного рефлекса касанием шпателя небных дужек;
Требования к
современным презентациям
Microsoft PowerPoint является наиболее распространенной среди множества презентационных компьютерных программ. Использование PowerPoint эффективно в решении задачи формирования коммуникативной иноязы ...
Уроки внеклассного чтения
Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места провед ...