В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.
Самая ранняя форма познавательной активности – любознательность.
Внешне она проявляется в следующем:
- непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым;
- позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.
В этом проявляется ориентированность дошкольников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности.
Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, – насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.
Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходима для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям.
Для этого вида активности характерны:
- стремление решать интеллектуальные задачи;
- стремление получить средства для решения указанных задач;
- потребность в интеллектуальных достижениях;
- вопросы по изучаемой теме по типу «как это сделать», «для чего это надо делать», «что правильно, что неправильно» и т.п., характеризующие стремление научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия;
- установка на овладение предлагаемым способом деятельности;
- позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения задач;
- интерес к значению незнакомых слов;
- ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (занятия, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.
Для следующего вида познавательной активности, направленной на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними характерно сочетание присвоения задаваемой извне цели деятельности и самостоятельного выбора способов и средств ее достижения.
К внешним признакам, характерным для этого вида добавляются:
- вопросы, характеризующие интерес к постижению содержания, существенных свойств предметов и явлений;
- свободное и заинтересованное оперирование знаниями и умениями в области, связанной с интересом;
- стремление выполнять задания повышенной трудности;
- поиск самостоятельных путей решения поставленных задач;
- использование собственных примеров по изучаемой теме;
- стремление поделиться со взрослыми и сверстниками имеющимися знаниями;
- относительная устойчивость интереса, проявление интереса не связано с конкретной учебной ситуацией.
Основными условиями развития указанного уровня познавательной активности является включенность познавательной деятельности в общий контекст жизни ребенка, уровень и способы выражения познавательной активности взрослых — педагогов и родителей.
Математические экскурсии в средней и старшей школах
Цели: расширить знания учащихся; развивать познавательный интерес, интеллект; воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний; показать необходимость знаний по математике в разли ...
Строение речевого аппарата в норме и при патологии
В норме небо – это образование, которое разобщат полости рта, носа и глотки. Оно состоит из твердого и мягкого неба. Твердое небо имеет костную основу. Спереди и по бокам его обрамляет альвеолярный о ...