В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
Количество участников проекта.
Продолжительность выполнения проекта.
Рассмотрим общие факторы, влияющие на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе овладения ими основами проектной деятельности с учетом выделенных этапов и адаптации идеи профессора С. Дворецкого к образовательному учебному проекту школьников.
Проект, оформленный учащимися, должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой:
Титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год издания).
Оглавление (перечень частей проекта).
Краткая аннотация - краткая характеристика содержания (при необходимости на иностранном языке).
Эпиграф (от греч. Epigraphe - надпись, поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица).
Введение.
Основная часть (главы, разделы, параграфы).
Список используемых источников литературы.
Приложения (визуальный ряд).
Общие требования дополняются специфическим, определенным жанром проекта.
Также при выполнение проекта некоторыми методистами рекомендованы требования к оформлению методического паспорта учебного проекта для педагогов. Рекомендации включают следующие разделы: заполнение некоторых из них мы приведем для виртуального проекта:
Тема и информационное содержание учебного проекта связаны с изучением Великой Отечественной войны на уроках истории в 11 классе.
Цели образовательные и воспитательные.
Задачи учебно-педагогические: сбор, систематизация и размещение на сайте школы информации о школьном музее.
Возраст учащихся.
Время работы над проектом.
Режим работы: внеурочный, 3 часа в неделю.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер, доступ в Интернет, сканер, учебная и учебно-методическая литература.
Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): руководитель школьного музея, преподаватель информатики.
ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы: навыки работы с историческими источниками, умение анализировать имеющийся материал, умение делать выводы, выделять главное в исследуемом материале, владение знаниями по хронологии рассматриваемых событий, умения и навыки работы с компьютером (в том числе в сети Интернет), умение определять цели и задачи работы, определять ее этапы, демонстрировать публично результаты своей деятельности (организовать и провести презентацию).
Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся.
Предполагаемые приращения: новое содержание по теме; новые практические приемы.
Знания, на получение которых нацелен результат.
Развитие навыков.
По окончании работы над проектом учащиеся представляют результаты работы, которые необходимо оценить. Оценивание проекта - имитация профессиональной экспертизы, происходящая на последнем этапе проектирования - презентации. Участники проекта должны отстоять свою работу, убедить комиссию в ее значимости, показать не только свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, но и раскрыть значение проекта с экономической и экологической точек зрения: насколько экологически безопасна работа, с какими затратами была связана, какую нишу может занять на сегодняшнем рынке. Таким образом, у участников проекта формируется целостное представление о проекте, происходит осознание законченности и значимости своей деятельности, повышается самооценка.
Критерии оценки должны быть выбраны из оптимальности их числа (не более 7-10) и быть доступны для учащихся каждого возраста. Должна оцениваться не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты (презентации).
Для выработки системы оценок жюри требуется определиться по следующим позициям:
Будут ли включаться самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта.
Будут ли присуждаться места или объявляться номинации.
Будет ли дана оценка проектов по секциям (темам) или нет.
Опыт показывает, что в работе жюри проблемными являются следующие вопросы: состав жюри, который должен включать специалистов по всем предметам и темам, заявленным в проектах; разрешение ситуации «все приложили усилия, но не все получили места и номинации». В последнем случае лучше объявить рейтинговые оценки всех участников проектной деятельности.
Предлагаем один из возможных способов оценивания проектной деятельности. Перед защитой проекта составляется его индивидуальная карта оценки результатов проектной деятельности. В ходе защиты она заполняется педагогом-консультантом, участниками проекта, а затем и жюри. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых по каждой позиции.
Методика работы над словами-антонимами в начальной школе
Цель обучения русскому языку определяется как развитие устной и письменной речи учащихся. В истории методики существуют разные толкования понятия речи: Речь развивается стихийно. Развитие речи происх ...
Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, чт ...