В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Кроме типов упражнений, перечисленных выше, можно предложить учителю включить дополнительные задания к упражнениям, языковой материал которых позволяет это сделать1.
Например:
1) 2 кл. (1-4) Т.Г.Рамзаева, упр.184, стр.55
Задание: Спиши, вставляя слово больше или меньше.
Образец: Воробей меньше голубя.
Лисица … зайца. Лошадь … слона. Сом … окуня. Гусь … утки.
* Что можно сказать о словах "больше – меньше"? Какие они? Приведите свои примеры слов с противоположным значением.
2 кл., упр.234, с.70
Задание: Отгадай, о какой птице говорится в тексте. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни их правописание.
Задание: прочитай пословицы. Объясни их смысл. Спиши.
Птица сильна крылами, а человек делами. Легче друга потерять, чем найти. Можно жить без брата, но не без друга. Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесем.
Как вы понимаете значение слова друг? Что значит друг для вас? В русском языке есть слово с противоположным значением. Назовите его (враг).
Также на уроках можно использовать следующие упражнения, направленные на усвоение понятия "антоним".
Прочитайте. К каким словам антонимы указаны неверно? Правильно подберите антонимы к этим словам.
Высокий – широкий; звонкий – глухой; облачный – безоблачный; добрый – умный; положительный – хороший; большой – маленький.
Глубоко – мелко; выразительно – невыразительно; близко – далеко; назад – влево; тихо – шумно; твердо – мягко; широко – глубоко.
2. Подберите по два антонима к данным словам (однокоренные, разнокоренные).
Удачный, сильный, честный, активный, смелый, красивый, хороший, опасный.
3. Напиши данные фразы, используя антонимы.
Когда м вошли в зал, вечер уже начался. Антон рассказал мне грустную историю из своей жизни. Экскурсовод кончил рассказывать о Москве. Саша, закрой, пожалуйста, окно, очень холодно! В прошлом году мой младший брат окончил школу.
4. Подберите к данным словам антонимы. Укажите, с какими словами они могут сочетаться.
Жара, горечь, веселый, дорогой, правый, давать, молодость, радоваться, книзу, легка.
От данных слов образовать слова с противоположным значением с тем же корнем. Подумать, что при этом изменилось.
Благородно, славный, симпатичный, всесильный, революция.
Там, где возможно, подобрать к этим же словам слова с противоположным значением, но с другими корнями.
Списать слова. В словах с противоположным значением выделить ту часть, которая вносит противоположное значение.
Честь – бесчестье, сильный – бессильный, порядок, беспорядок.
Быль – небыль, правда, неправда, друг- недруг.
Прибавлять – убавлять, приезжать – уезжать.
Зацветать – отцветать, загадывать – отгадывать.
Подобные упражнения способствуют глубокому усвоению учащимися антонимии как языкового явления. Школьники здесь оперируют не столько словами – антонимами, сколько антонимами – морфемами. Усложняется мыслительная работа. Ученики не просто делят слова по составу, а устанавливают отношения между соответствующими приставками, в нашем случае, например, антонимические.
Основная цель упражнений с антонимами – использовать их в устной и письменной речи. Конечно, антонимы употребляются учащимися нечасто, применение их зависит от содержания высказывания. Однако умение вводить антонимы в свою речь должны служить одним из критериев оценки речевого развития младших школьников.
Коррекция аффективного поведения детей
В каждом детском саду встречаются так называемые аффективные дети, склонные к частым, острым и разрушительным эмоциональным реакциям. Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие ...
Стили семейного воспитания и типы семейных
взаимоотношения
Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка. А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий. Д ...