В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Под активизацией учебно-познавательной деятельности понимают повышение уровня осознанного познания объективно реальных закономерностей в процессе обучения.
Каждый учитель применяет в учебном процессе свои приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но опыт работы учитель не может быть механически перенесен другим учителем в другой класс. В связи с этим возникает потребность в теоретическом обосновании системы работы учителей по активизации познавательной деятельности учащихся.
Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся заключается в развитии их творческих способностей. Из психологии известно, что способности человека, в том числе и учащихся, развиваются в процессе деятельности. Средством развития познавательных способностей учащихся является умелое применение таких методов и приемов, обеспечивающих высокую активность учащихся в учебном познании. Методы и приемы активизации, которые применяет учитель, должны учитывать уровень познавательных способностей учащихся, потому непосильные задачи могут подорвать веру учеников в свои силы и не дадут положительного эффекта. Поэтому система работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся должна строиться с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей учащихся, развития их мышления. В процессе обучения ученик осуществляет различные действия, в которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, воображение, мышление, память и др. Поскольку из всех познавательных психических процессов ведущим является мышление, то можно сказать, что активизировать деятельность учащихся - это активизировать их мышление. Вместе с тем надо помнить, что без желания ученика учиться все старания учителя не дадут ожидаемых последствий. Отсюда следует вывод, что нужно формировать мотивы учения, желание учащихся решать познавательные задачи.
Как отмечалось, активизация познавательной деятельности учащихся тесно связана с активизацией их мышления. В мышлении школьников выделяется три уровня: уровень понимания, уровень логического мышления и уровень творческого мышления.
Понимание - это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщается учителем или черпается из книги. Учитель сообщает новые факты, анализирует результаты опытов, выполняет мыслительные операции (анализ, синтез, абстракция, обобщение) и применяет приемы умственной деятельности (сравнение, классификация, определение). Ученики следят за ходом мышления учителя, за логичностью и непротиворечивость доказательств. Это требует от учащихся определенных умственных усилий, определенной аналитико-синтетической деятельности.
Под логическим мышлением понимают процесс самостоятельного решения познавательных задач. Логическое мышление, как и понимание, тоже есть аналитико-синтетической деятельностью, но между ними есть существенное различие по источнику, дидактической функцией и субъективным переживанием. В процессе логического мышления ученик сам приходит к новым выводам, тогда как суть понимания заключается в узнавании, осознании и фиксации того, что воспринимается и усваивается. Логическое мышление развивается при эвристических бесед и лабораторных работ, выполнение логико-поисковых задач, применение некоторых приемов работы с учебником, решении задач и т.д.
Уровень творческого мышления формируется при выполнении творческих заданий. Творческими заданиями в учебном процессе считают такие задачи, принцип выполнения которых учащимся не указывается и в явном виде им неизвестен. По современным воззрениям творческое мышление осуществляется в три этапа. Первый этап характеризуется возникновением проблемной ситуации, ее предварительным анализом и формулировкой проблемы. Второй этап - это этап поиска решения проблемы. На третьем этапе принцип решения реализуется и осуществляется его проверка.
Как уже отмечалось, у учащихся нужно сформировать мотивы учения, главным из которых является интерес к предмету. Под познавательным интересом к предмету понимают выборочную направленность психических процессов человека на определенные объекты и явления окружающего мира. Конечно, учеников учат не только потому, что им интересно. Обучение - это работа, которая требует большого напряжения сил. И все же устойчивый интерес учащихся к предмету идет через любопытство и любознательность и в значительной мере определяет успех учащихся в обучении.
Аудирование как вид речевой деятельности
Термин «аудирование» был введен в литературу американским психологом Брауном. Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную мыслительную мнемическую дея ...
Особенности творческого воображения у детей
Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей ли ...