В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Лучше всего иметь в классе постоянные группы учащихся в течение всего учебного года. Особенно хорошо, если это их постоянные объединения: звенья в пионерских классах или бригады – в комсомольских. Формируя группы, выделяя консультантов, учитель должен стремиться расширить актив, усилить отношения взаимной ответственности и взаимопомощи.
Групповую работу можно использовать в различных звеньях учебного процесса: при изучении нового материала, при его закреплении и повторении и при проверке знаний.
Групповая работа учащихся при изучении нового материала. Такая работа может проводиться в трех направлениях:
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке с учебником и другой литературой.
Подготовка и проведение уроков-семинаров и уроков-конференций.
Самостоятельная постановка эксперимента с последующим теоретическим обсуждением его результатов.
Групповая работа при решении задач.
Групповая работа на уроке начинается с проверки домашнего задания внутри группы. Затем учитель выдает консультантам список номеров задач для решения в классе.
1. После выполнения первой задачи всеми членами группы один из учеников сообщает свой результат. Если результат у всех одинаковый, сразу переходят к решению другой задачи. Если кто-либо получил иной результат, чем другие, он должен объяснить товарищам, как решал, и по возможности отыскать ошибку. В случае если кто-то из членов группы не справляется с решением задачи, ему помогают товарищи. При получении разных ответов все члены группы еще раз анализируют свой ход решения, а затем консультант или по его распоряжению любой ученик проводит общий анализ задачи. Хорошо, если более слабым учащимся будут заданы вопросы по ходу решения. Затем группа приступает к решению следующей задачи.
2. Учащиеся группы решают разные задачи из предложенного учителем списка, а затем обсуждают и анализируют все предложенные решения. Во время работы групп учитель наблюдает за деятельностью учащихся и в случае необходимости включается в работу той или иной группы. Таким образом учитель может больше внимания уделить слабым ученикам.
В конце урока выделяется время (15 мин), когда групповая работа переходит во фронтальную. Учитель вызывает представителей разных групп либо для решения наиболее интересных задач, которые решали не все группы, либо с целью проверки умения решать типовые задачи. Последний этап урока можно провести и как письменную проверочную работу.
Предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще непознанного. Можно выделить следующие структурные элементы исследовательской деятельности учащихся: накопление фактов, выдвижение гипотеза постановка эксперимента, создание теории.
Выделение именно этих основных моментов при организации исследований учащихся связано с особенностями творческого процесса. Процесс научного творчества является циклическим, состоящим из звеньев: исходные факты→ гипотеза→ следствия→ эксперимент → исходные факты. В современных условиях обучения представляется возможным осуществить изучение некоторых тем, используя не только логику и язык науки, ко и ее исследовательский момент. Именно знакомство учащихся с методами исследования природы является одной из основных задач учителя физики.
Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что к приводит к глубокому и прочному усвоению материала. При традиционной системе обучения практическая работа учащихся проводится, как правило, с целью закрепления теоретического материала и выполняется в соответствии с предложенной учителем инструкцией.
Некоторые традиции
белорусской народной педагогики
Заботы о детях во всех семьях, независимо от социального положения, лежали на плечах матери. Детей с рождения до 6-7 месяцев туго пеленали. Сажать ребенка начинали примерно с 4 месяцев, а в 5-6 месяц ...
Возрастные психолого-педагогические и физиологические индивидуальные особенности
зрительного восприятия у младших школьников
Акт зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной информации, выделение, различение и анализ признаков воспринимаемых объектов, до осознания и присвоения данной информации в в ...