В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Конкретно - образный характер памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются даже с такими трудными приемами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, например на соответствующие иллюстрации.
Память можно определить как способность к получению, сохранению и воспроизведению жизненного опыта. К процессам памяти относятся: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
Запоминание — это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее, Это закрепление протекает по-разному, в зависимости от того, какой вид памяти используется. Выделяется непроизвольное и произвольное запоминание, долговременное, кратковременное или оперативное запоминание.
Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти в оперативную. В соответствии с этим можно выделить в воспроизведении: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание.
Забывание может быть частичным и полным. Частичное забывание проявляется в невозможности воспроизвести, но в возможности узнать.
Можно указать три вида памяти, выделенные по критерию времени: оперативная память; кратковременная память; долговременная память.
В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные различия в области памяти. Закрепленные индивидуальные особенности памяти характеризуют личность, становятся ее свойствами, так как накладывают своеобразный отпечаток на деятельность и поведении личности.
Учебная деятельность — это специфическая форма индивидуальной активности младшего школьника, сложная по своей структуре. В этой структуре выделяют: 1) учебные ситуации (или задачи) — то, что ученик должен освоить; 2) учебные действия — изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником; это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает; 3) действия [самоконтроля — это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу; 4) действия [само]оценки — определение того, достиг ученик результата или нет.
Все виды учебной деятельности способствуют развитию познавательной сферы.
Память младшего школьника характеризуется непроизвольностью. Младший школьник легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление.
Изменения в развитии памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой (а в дошкольном возрасте либо вообще не выделял ее, либо выделял с трудом). В целом и произвольная, и непроизвольная память претерпевают существенные качественные изменения.
Организация и методы эмпирического исследования
Исследование включает три этапа:
Организационный.
Формулирование целей, задач, гипотез исследования,
Проведение теоретического анализа литературы по рассматриваемой проблеме,
Предварительная договоренность с администрацией школы №……,… р-на, г. СПб о проведении исследования,
Предварительная договоренность с родителями испытуемых о проведении исследования.
Опытно-экспериментальный этап.
Составление батареи психодиагностических методик для изучения развития памяти младших школьников в процессе учебной деятельности,
Проведение диагностического обследования младших школьников двух возрастных срезов,
Обработка полученных данных.
3. Обобщающий этап.
Интерпретация полученных данных,
Написание выводов и заключения,
Характеристика выборки
Исследование проводилось на базе средней школы № …., …… р-на, города СПб.
В исследовании принимали участие 60 младших школьников двух возрастных срезов, 2 класс – 30 детей 8-9 лет (13 девочек и 17 мальчиков), 4 класс – 30 детей 10-11 лет (16 девочек и 14 мальчиков). Посещают кружки 10 младших школьников 2 класса и 12 младших школьников 4 класса.
Компетенция и ответственность образовательного учреждения
Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных зак ...
Пути и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей пятого
года жизни
Процесс формирования знаний происходит как в стихийной форме, так и в процессе целенаправленного обучения. Обучение - процесс целенаправленной передачи исторического опыта, организации формирования з ...