В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Для диагностики интеллекта существует множество различных методик с разнообразными вариантами вопросов и заданий. Мы рассмотрели некоторые из них, такие как: тест Айзенека на уровень интеллекта IQ, школьный тест умственного развития (ШТУР) и Тест интеллекта, свободный от культуры CFIT по методике Р. Кэттелл.
Р. Кэттелл сконструировал тест, свободный от влияния культуры, на весьма специфическом пространственно-геометрическом материале («Тест интеллекта, свободный от культуры», CFIT). Тест был опубликован в 1958 году. Р. Кэттелл разработал три варианта этого теста:
для детей 4—8 лет и умственно отсталых взрослых;
две параллельные формы (А и В) для детей 8— 12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования;
две параллельные формы (А и В) для учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием.
Эти тесты, в основном, проверяют абстрактное мышление, и умение пространственного мышления, что не удобно для измерения интеллекта школьника, так как помимо формы мышления нам необходимо «прощупать » и характер мышления, и степень развернутости, и степень новизны.
Рассмотрим тест Айзенека на IQ. Согласно википедии “ тест IQ - количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). “ из данного определения очевидно что тест Айзенека это односторонний тест, измеряющий, лишь, узкую полоску, интеллекта.
Рассмотри школьный тест умственного развития. Эта методика была разработана, учеными научно-исследовательского института, общей и педагогической психологии АПН СССР и предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста. Он включает 6 наборов заданий (субтестов): «Осведомленность» (2 субтеста), «Аналогии», «Классификации», «Обобщение», «Числовые ряды». Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.
Время на проведение субтестов
№ субтеста |
Число заданий в субтесте |
Время выполнения (в мин.) |
1. "Осведомленность 1" 2. "Осведомленность 2" 3. "Аналогии" 4. "Классификации" 5. "Обобщения" 6. "Числовые ряды" |
20 20 25 20 19 15 |
8 4 10 7 8 7 |
Таким образом, проанализировав существующие диагностики интеллектуальных способностей, данный вид тестирования является наиболее подходящим.
Диагностика на развитие интеллектуальных способностей проводилась в 9 «А» классе МБОУ СОШ №6.
Перед проведением исследования мы объяснили цель проведения испытания и создали у детей соответствующий настрой. Для этого мы обратились к ученикам со следующими словами: «Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить ваше умение рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках. Для выполнения заданий вам понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим.
Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время.
Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок».
После этой инструкции мы раздали тестовые бланки и просили подписать их написав, фамилию учащегося, дату проведения эксперимента, класс где учится испытуемый. Проконтролировав заполнение этих данных, мы зачитали инструкцию и разобрали примеры первого субтеста.
Нами дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания. При этом мы незаметно включаем секундомер, чтобы не фиксировать на этом внимание испытуемых и не создавать у них чувства напряженности. По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, мы решительно прерывает работу испытуемых, предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.
В ходе проведения тестирования контролировалась, правильность переворачивания страницы и выполнения других требований проведения теста. Бланки с тестовыми заданиями были представлены в виде раздаточного материала.
Мотивация учебно-познавательной деятельности умственно отсталых школьников
В настоящее время большинство педагогов и психологов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о ...
Представления о поведении учащихся в зарубежных
философско-педагогических концепциях XX века
Процесс изменений представлений о поведении в зарубежной педагогике XX века мы можем проследить, анализируя зарубежные педагогические концепции этого времени. Поскольку для педагогики методологическо ...