Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Методика ознакомления дошкольников с конфигурацией цифр

Педагогика и воспитание » Обучение детей седьмого года жизни начертанию цифр » Методика ознакомления дошкольников с конфигурацией цифр

Страница 1

Выполнение математических заданий детьми седьмого года жизни уже с самого начала по любым действующим программам требует использования разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы), которые нигде не выступают специальным объектом усвоения. С целью введения детей в научную символику в нашем курсе предварительно отрабатывается деятельность кодирования/декодирования сначала на произвольной, самостоятельно создаваемой детьми символике с постепенным переходом к социально принятой. Знаки и символы включаются в их предметную деятельность, прежде всего для решения задач, близких к жизненным, а затем уже математическим. Это делает более понятной и мотивированной в дальнейшем математическую символику и задания, предполагающие выполнение кодирования/декодирования.

Одним из основных требований к построению курса выступило использование разных языков для выражения одного и того же содержания как способа отделения содержания от формы. При этом речь идет не о единичных знаках, а о системах, существующих в науках (буквенно-цифровая символика, таблицы разного рода, графики, логическое дерево и т.п.). Так, например, при формировании логической операции классификации содержание, представленное вербально, переводится на язык графики (строятся диаграммы Венна), таблицы, логическое дерево и наоборот. С этой же целью изучаются системы счисления с разным основанием до десятичной системы счисления.

Одним из серьезных дефектов современного обучения математике является то, что учащиеся не различают числа и цифры, реальную величину и фиксацию ее в знаках. Работа с разными системами счисления позволяет развести формальные и содержательные аспекты понятия числа, увидеть варианты символического представления величин.

Существенным для детей, недостаточно хорошо владеющих деятельностью чтения, является форма представления заданий. Вербальные тексты, имеющиеся в обычных учебниках (формулировки заданий, сюжетные задачи), вызывают большие трудности у детей, приступающих к изучению начальной математики. В психологической литературе обсуждается проблема анализа причин неадекватного выполнения заданий и решения задач учащимися. Одной из таких причин может быть неправильное понимание текста задач, переформулирование детьми заданий, не всегда адекватное. Одним из средств эффективного включения детей в выполнение заданий могут выступить максимальное введение символики в формулирование заданий и визуализация заданий. Представление заданий в символах и знаках на материале разного рода таблиц, схем при сохранении одной и той же системы обозначений делают задания понятными для всех, в том числе и для плохо читающих.

Реализация такого курса в практике обучения показала, что у детей формируются полноценные математические знания с четким разделением плана содержания и формы его представления, с умением оперировать знаково-символическими средствами, выражать одно содержание разными языками, т.е. полимодальные знания с ориентировкой на смысл, а не формальные моменты. Важным результатом следует считать и то, что помимо математических знаний дети овладевают умением самостоятельно определять смысл задания, организовывать деятельность по его выполнению. Был получен достаточно большой эффект в интеллектуальном развитии, прежде всего по двум показателям: креативности и внутреннему плану действия, а также в формировании познавательных интересов.

Таким образом, в курсе начальной математики интенсивное введение символики и постоянная работа в плане «реальность - символика, ее обозначающая» необходимы для формирования полноценных понятий, для разделения плана содержания и плана выражения.

В психологической литературе проблема роли знака в психическом развитии на современном этапе изучается при формировании различных знаний через применение социально принятых или специально разработанных знаково-символических средств: научной символики, графических построений.

Поскольку семиотические закономерности осознаются недостаточно при существующей системе обучения на всех уровнях возрастного развития, возникает необходимость сделать их предметом специального целенаправленного организованного обучения. При этом не ограничиваться одной, хотя и очень важной для обучения, познания деятельностью - моделированием, а показать разнообразие задач и деятельностей, необходимых для оперирования знаково-символическими средствами. Этим требованиям отвечает возрастная группа детей 6-7 лет.

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Проектирование учебно-воспитательного процесса в контексте современной казахстанской модели образования
На наш взгляд, обсуждение вопросов проектирования учебно-воспитательного процесса в контексте современной казахстанской модели образования необходимо начинать с определения учебно-воспитательного про ...

Внеклассное воспитательное мероприятие
Тема мероприятия: «14 февраля. День Святого Валентина» Количество групп: 1 Дата проведения мероприятия: 14 февраля 2008г. Психолого-педагогическое обоснование выбора темы и формы занятия В конце свое ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru