В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В узком смысле под воспитанием понимают целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество. Рассматривая различные трактовки понятия «воспитание», можно определить общие признаки, которые выделяются большинством исследователей:
Целенаправленность воздействия на воспитанника;
Социальная направленность этих воздействий;
Создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
Освоение человеком комплекса социальных ролей.
Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на человека и может лишь способствовать социализации ребенка.
На социальные изменения в ребенке оказывает и характер отношений с педагогами, родителями, другими детьми. Здесь важен правильный выбор педагогических средств, который помогает ребенку реализовать себя и познать социальный опыт.
Воспитание выступает как регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, способствовать достижению идеала, культивируемого обществом. Воспитание предполагает не только формирование личности, но и создание условий для развития индивидуальности.
Система воспитательно-профилактической работы с трудными детьми в первую очередь должна включать:
создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;
организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой с детьми и подростками группы риска и их семьями;
организацию детского досуга;
информационно-просветительскую работу.
В основе педагогической цели, реализуемой по отношению к ребенку с девиантным поведением, лежит оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Фактически, необходимо создать условия для осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения.
Одной из главных задач воспитания трудного ребенка является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, т.е. возникновения у них личностного отношения к действительности. Дети, включенные в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об их отношениях. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я».
Главное – добиваться ценностно-рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку поступка ребенка, базирующегося на основе нравственных ценностей. При этом должна формироваться постоянная ориентация на самочувствие других людей.
Оптимизация двигательной активности детей старшего
дошкольного возраста на физкультурном занятии
С целью повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста была проведена опытно-практическая работа, которая включала в себя серию физкультурных занятий различного типа, на которы ...
Специфика обучения аудированию на начальном этапе
Специфика обучения на начальном этапе заключается в том, что в этот период закладывается перцептивная и артикуляторная база видов речевой деятельности, формируются слухо-произносительные и орфографич ...