В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Прежде чем ответить на вопрос учителя, учащийся должен извлечь необходимую для ответа информацию. Она может быть в виде визуальных (зрительных), аудиальных (слуховых) и кинестетических (на основе мышечных ощущений) образов. Этот процесс происходит на уровне подсознания. Затем извлеченная информация должна быть представлена также визуально, аудиально, кинестически. Это уже осознаваемое действие.
В общем случае пути восприятия у учителя и ученика не совпадают. Например, если преподаватель предпочитает лекционную форму обучения, а у ученика плохая слуховая память, эффективность такой работы будет невелика. Если ни преподаватель, ни ученик не обладает достаточной гибкостью, позволяющей приспособиться друг к другу, в конечном счёте это может серьёзно сказаться на эффективности обучения, на обстановке в классе.
Таким образом, учителю важно знать особенности восприятия - как свои собственные, так и своих учеников. Опираясь на эти знания, можно помогать детям усваивать учебный материал, задействуя по возможности все каналы ввода информации.
Нами было проведено исследование на базе МОУ СОШ №3. Директором школы является Апрелкова Е.В, в данной школе около 800 учащихся. Всего преподавателей иностранного языка – 8, 5 из которых преподаватели английского языка. Уроки проводятся по программе К.И Кауфман, М.Ю.Кауфман. Исследование проходило на базе 5 классов.
Программа К.И Кауфман, М.Ю.Кауфман предусматривает УМК, в который входят:
1) Учебник (Happy English.ru);
2) Книга для чтения (Reader Book);
3) Рабочая тетрадь (1,2) с раздаточным материалом;
4) Книга для учителя (Teacher’s Book);
5) CD (1,2).
Целью опытно-исследовательской работы явилось проведение экспериментальной оценки эффективности приёмов обучения аудированию, выявление их достоинств и недостатков, выработка рекомендаций по их применению для обучения аудированию.
Первый опробованный нами приём описан в действующих УМК и является традиционным, т.е. прослушать текст 2-3 раза, задать учащимся серию вопросов по содержанию услышанного, выполнить упражнения по анализу, интерпретации и комментированию информации, содержащейся в тексте.
Второй приём заключается в опознавании слов в потоке речи в сложных условиях восприятия. Вначале текст предъявлялся полностью. Далее прослушав очередной фрагмент, учащиеся должны были хором повторить прозвучавший текст на английском языке, а затем сказать по-русски, что он обозначает. Если учащиеся не разобрали каких-либо слов или не знали их, то им делалась подсказка. Затем предъявлялся очередной фрагмент и т.д. Дойдя до конца текста, звукозапись перематывалась на начало и текст прослушивался целиком, чтобы учащиеся убедились в том, что теперь достаточно уверенно понимают текст на слух.
Следующий приём обучения аудированию заключался в неоднократном прослушивании незнакомого текста с целью улучшения его понимания. Содержание аудиотекста не раскрывалось. С точки зрения затрат времени все 3 приёма одинаковы: на работу над аудиотекстом продолжительностью 2-3 минуты требуется 10-15 минут урока.
В качестве контроля после прослушивания каждого текста было предложено задание: установи истинность или ложность предложений (“True or False”).
Эффективность описываемых приёмов была оценена на практике. Для этого после каждого прослушивания учащихся просили оценить степень понимания ими предъявленного текста в специальных раздаточных бланках по 10-бальной системе.
Рисунок 1 – Бланк для тестирования
Рисунок 2 – Пример заполнения бланка
Исследование проводилось в двух подгруппах 5А класса, где количество учащихся в первой подгруппе составляет 12 человек, а во второй - 13 учеников.
Результаты, занесенные в листок, ученики сдавали учителю. Далее все значения обрабатывались, и выводился средний процент (Таблица 2.3), а также по каждой подгруппе в отдельности (Таблица 2.1, 2.2).
Таблица 2.1
Результаты тестирования первой подгруппы
№ |
5А класс, 1 подгруппа |
1 |
2 |
3 |
1 |
Катя |
10% |
30% |
60% |
2 |
Оля |
30% |
50% |
80% |
3 |
Вика |
20% |
50% |
70% |
4 |
Петя |
30% |
60% |
90% |
5 |
Саша С. |
40% |
60% |
80% |
6 |
Саша Р. |
20% |
50% |
60% |
7 |
Надя |
30% |
60% |
70% |
8 |
Юля |
20% |
30% |
50% |
9 |
Аня П. |
40% |
50% |
60% |
10 |
Женя |
40% |
60% |
70% |
11 |
Аня Н. |
50% |
70% |
90% |
12 |
Ася |
10% |
40% |
60% |
Итого |
28% |
51% |
69% |
Особенности формирования личности
Для поведения мальчиков младшего школьного возраста характерны более сложные, чем у девочек, отношения с окружающими их людьми, как в школе, так и дома. Надо отметить, что мальчики поступают в началь ...
Влияние семьи на социализацию
Семья – это особая атмосфера, в которой дети делятся с родителями своими заботами, мыслями, делами и новостями, это та педагогическая система, в которой ребёнок находится постоянно, поэтому каждый чл ...