В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Содержание материала должно соответствовать детскому опыту. Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Необходимо использовать знакомые малышу ситуации. Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления.
Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала. Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту. Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.
Необходимо контролировать длительность занятия. Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5–10 до 15–20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если будет видно, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.
Необходима четкая структура занятия. Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени. Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры происходит манипуляция именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не нужно забывать о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры.
Необходима смена видов деятельности. Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями.
Перенос знаний. Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо осведомлять держать близких о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, необходимо побуждать, поощрять, а иногда и требовать, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.
Малышам необходима положительная оценка их деятельности. В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому важно отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентировать на ней внимание.
Логопедические занятия с детьми раннего возраста также имеют ряд особенностей.
Наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен. Необходимо встать на позицию ребенка, научиться играть, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с малышом. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязни речи.
Психолого-педагогическая характеристика детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР
Когда говорится о норме развития, подразумеваются общепринятые уровни развития некоторых составляющих – интеллекта, мышления и др. психических функций, эмоционального развития, соответствующих возрас ...
Точки зрения и инициативы «сверху»
Прежде, чем начинать исследование, необходимо определиться в терминах. Само выражение «религиозное образование в школе» в нашей стране звучит как нонсенс, поскольку, как известно, с 1917 года Россия ...