В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
Чтобы четко разобраться, какие речевые показатели соответствуют интересующему нас возрасту (3–4 года), нам необходимо выяснить нормативные показатели развития речи детей, начиная с младенческого возраста. Рассмотрим некоторые периодизации.
Речевое развитие в период младенчества протекает в относительно скрытой форме. В этом возрасте на базе врожденной эмпатической способности осуществляется развитие и совершенствование невербальных форм коммуникации посредством мимики, пантомимики, жестикуляции. Все это, вместе взятое, подготавливает переход на качественно новый уровень развития, связанный с активным усвоением и использованием сначала невербальной (бессловесной) речи, а затем и ее вербализации (выраженной в слове).
У всех нормально развивающихся детей существует определенная последовательность в развитии предречевых реакций: 1,5 месяца – гуление (а – ааа и т.п.), 2 – 3 месяца – гуление (г – у, ш – и, бу – у, эы и т.д.), 4 месяца – свирель (аль – ле – е – лы – агы – аы и т.д.), 7 – 8,5 месяцев – лепет (ребенок произносит слоги ба – ба, да – да – да прочие), 8,5 – 9,5 – модулиорванный лепет (повторяет слоги с разнообразными интонациями).
Итак, в конце первого года жизни дети делают попытки повторять отдельные слова вслед за взрослыми. Девочки начинают говорить несколько раньше – на 8 – 9-м месяце, мальчики – на 11 – 12-м месяце жизни.
Ряд отечественных лингвистов изучали развитие речи детей. Особенно много в этом отношении сделали Н.А Рыбников и А.Н. Гвоздев. Их исследованиями установлена определенная последовательность в развитии языка ребенка (таблица 1).
Таблица 1
Возраст |
Особенности развития течи в данном возрасте |
9,5 месяцев – 1 год 6 месяцев |
Слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, те-тя, ам-ам (есть) и т.д. Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п. Все существительные употребляются в именительном падеже, в единственном числе. |
1 год 6 месяцев – 1 год 8 месяцев |
Попытки связать два слова во фразу («мама, дай!»). Усваивается повелительное наклонение глаголов «иди, иди!», «дай, дай!» и т.п.), поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение. |
1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев |
Появляются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна). |
1 год 10 месяцев – 2 года |
Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет. От 1 года 6 месяцев до 2 лет – первый период вопросов: «Что это?» Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем родительный, дательные, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже. |
3-й год |
Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года – соединительные союзы и местоимения. |
4 – 5 лет |
Условная форма придаточных предложений. Длинные фразы. Монологи. Заключительная фаза в развитии языка. Второй период вопросов: «Почему?» |
Далее изучим уровень речевого развития детей интересующего нас возраста.
Особенности социализации в различных типах поселений
Особенностями сельского образа жизни являются: подчиненностью труда ритмам и циклам года; тяжелые условия труда; ограниченный набор занятий в свободное время, стабильный состав жителей, слабая его со ...
Рекомендации по обучению младших школьников чтению на английском языке
Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения ...