В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1 балл — согласен в очень незначительной степени;
2 балла — частично согласен;
3 балла — в общем согласен;
4 балла — почти полностью согласен;
5 баллов — совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
1. а) счастлив тог, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
2. а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь прожить — не поле перейти.
4. а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги — дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
6. а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьется как рыба об лед;
в) хочу — половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.
7. а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.
8. а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди — всё, а деньги — сор;
г) деньгам все повинуются.
9. а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать — жертвою стать;
г) никто мне не указ.
10. а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело — сторона.
11. а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все — соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет — приятели откажутся.
13. а) ученье — свет, неученье — тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
14. а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон — паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в — духовное отношение к жизни, б, г — бездуховное отношение к жизни;
2) а, в — незначимость материального благополучия в жизни, б, г — материально благополучная жизнь;
3) а, в — счастливая, хорошая жизнь, б, г — трудная, сложная жизнь;
4) а, в — оптимистическое отношение к жизни, б, г — пессимистическое отношение к жизни;
5) а, в — решительное отношение к жизни, б, г — осторожное отношение к жизни;
6) а, в — самоопределение в жизни, б, г — отсутствие самоопределения в жизни;
7) а, в — стремление к достижениям в жизни, б, г — отсутствие стремления к достижениям в жизни;
8) а, в — хорошее отношение к людям, б, г — плохое отношение к людям;
9)а,в — коллективистическое отношение к людям, б,г — индивидуалистическое отношение к людям;
10) а, в — эгоцентрическое отношение к людям, б, г — эгоистическое отношение к людям;
11) а, в — альтруистическое отношение к людям, б, г — паритетное отношение к людям;
12) а, в — значимость дружбы, б, г — незначимость дружбы;
13) а, в — значимость ученья, б, г — незначимость ученья;
14) а, в — значимость труда, б, г — незначимость труда;
15) а, в — значимость соблюдения законов, б, г — незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г".
Лексическая сторона речи с точки зрения лингвистики и психолингвистики
Лексика (от гр. lexikos – «словарный») – это словарный состав языка. Богатство любого языка определяется прежде всего его словарём. Словарный состав русского языка необычайно разнообразен. К. Паустов ...
Основы используемого метода исследования
Для того, чтобы применять полученные знания по данной теме на практике необходимо перед этим провести собственные исследования. На основе исследований можно будет сделать вывод об эффективности приоб ...