В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
- к проведению деловых игр (где моделируются реальные проблемы).
Джемс Брэнсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима для первых двух типов ситуаций, т. е. при работе с текстами и при анализе ситуаций. Эта стратегия называется ИДЕАЛ (данный вариант стратегии представлен в интерпретации С. И. Заир-Бека).
И Идентифицируйте проблему.
Д Доберитесь до ее сути.
Е Есть варианты решения!
А А теперь – за работу!
Л Логические выводы.
1. Идентификация проблемы. Проблема определяется в самом общем виде.
2. Формулировка проблемы в виде вопроса. На втором этапе учащиеся формулируют проблему в виде вопросов. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «Как…», и в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не»).
3. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы. Осуществляется посредством «мозговой атаки», любая критика здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше для графической организации идей можно использовать кластеры).
4. Выбор оптимального варианта. Теперь учащиеся, взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант решения проблемы.
5.Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.
Часто учащиеся, осознав необходимость уточнения проблемы, несколько раз возвращаются к первому – второму пунктам.
Для обобщения результатов работы на каждом из этапов учащимся предлагается заполнить таблицу.
Таблица 8.
Лист идеал для решения проблемы
1. Какую главную проблему должен решить учитель? |
Создать условия, чтобы школьники актуализировали свои знания по теме «Климат» |
2. Какая важная информация содержится в видеофрагменте? |
- На уроке изучается тема «Климат России». - Учитель проводит индивидуальный устный опрос. - Три ученика не могут ответить на вопрос. |
3. Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать учителю? |
- Школьники уже изучали тему «Климат». - Не все ученики могут свободно отвечать у доски перед аудиторией. - На изучение темы «Климат России» требуется достаточное время - Некоторые сведения можно почерпнуть из атласа. |
4. Каковы три главных способа решения проблемы? |
- Прекратить опрос и самому рассказать о влиянии климатообразующих факторов. - Спросить лучшего ученика в классе. - Дать время на то, чтобы ученики с помощью атласа в парах ответили на этот вопрос. |
5. Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему? |
Третий вариант. Его осуществление позволит: - Актуализировать знания по теме «Климат». - Избежать стресса у школьников от ожидания вызова к доске. - Закрепить умение работать с картами атласа. - Рассмотреть уже имеющиеся знания на примере нового материала, что позволит избежать потери времени. |
Известный польский дидакт В. Окунь писал: «Существенной характеристикой проблемного преподавания является исследовательская деятельность учащегося, появляющаяся в определенной ситуации и заставляющая его ставить себе вопросы – проблемы, формулировать гипотезы и проверять их в ходе умственных и практических операций. Эта деятельность чаще всего направлена в сторону действительности и, когда речь идет о решении практических проблем, ведет даже к ее преобразованию…»
Неотъемлемой частью проблемного подхода в обучении для формирования критического мышления является совместная деятельность учащихся. В процессе обмена мнениями тот способов, который казался единственно верным, может быть подвергнут критическому анализу и в результате скорректирован. С другой стороны, нередко получается и так, что лучший вариант не принимается аудиторией, потому что не найдены достаточные аргументы в его защиту. Умение отстаивать свою точку зрения по тому или иному вопросу – важнейшее качество, характеризующее критически мыслящего человека. Столь же важным является другое качество - умение отказаться от своей точки зрения, прислушавшись к аргументам другой стороны.
Опыт изучения слова в семантическом аспекте
Начинаю с I класса школьников можно знакомить с многообразием слов и их значений, проводить элементарные наблюдения над лексикой. И хотя как такового понятия лексического значения ученикам не дают, н ...
Дидактические игры
Все игры, которые используются в дидактических целях, можно разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий. В одном случае основу дидактической игры составляет дидактиче ...