В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Социально-реабилитационная работа с детьми начинается с того, что их лечат, избавляют от педикулёза, учат пользоваться ванной, постельным бельём, есть горячую пищу и т.д. Большое внимание уделяется также психоэмоциональной реабилитации, где ведущую роль играют комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр. Дети старшего возраста, подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, работают в пошивочных и столярных мастерских, мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п.
Подготовка ребёнка к школе - важное условие его адаптации в неприютской среде. В приюте дети и подростки должны получать и общеобразовательную помощь. Зачастую приютские дети либо вообще не посещали школу, либо имелись большие перерывы в посещении, либо они не в состоянии адаптироваться в большом школьном коллективе. У большинства из них нет приятных ассоциаций со школой, а иногда она просто ненавистна им.
Эти дети, как правило, отстают от своих сверстников, а некоторые из них уже в подростковом возрасте не умеют ни читать, ни писать. Поэтому общеобразовательную подготовку необходимо вести строго индивидуально и взвешенно. Одних детей надо готовить к возвращению в школу, снижать негативное отношение к ней, других можно направить в школу и помочь её посещать, выполнять необходимые домашние задания и т.д.
Одна из главных задач приютов, в которых дети могут получить кров и пищу, - восстановить широкий спектр их отношений с миром, обучить их общаться со взрослыми, сверстниками, помочь обрести чувство семьи, собственной значимости.
Пребывание детей и подростков в социально-реабилитационном учреждении ограничено тем временем, за которое ребёнок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания может стать либо родительская семья, если удалось стабилизировать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержанию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и приёмные семьи, либо государственные воспитательные учреждения - детские дома и школы-интернаты.
Другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам - создание семейных (воспитательных) групп. При наличии семьи, желающей взять на воспитание ребёнка, тщательно обследуются её материально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. В течение двух месяцев ребёнок посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем приходит туда насовсем. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог даёт необходимые рекомендации каждой семье.
В идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных и эффективных путей его реабилитации, позволяющий восстановить утраченные им социальные, нравственные и духовные связи с миром. Находясь в домашней группе, ребёнок остаётся под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для него важным условием социальной реабилитации.
Проблема беспризорности имеет не только социальный, но и педагогический аспект. Разрушена корневая система воспитания ребенка в семье и в школе. Одно образование делает человека финансистом, другое — военным, третье — математиком, и только воспитание делает человека человеком. Потому решить кардинальную проблему беспризорности можно лишь воссозданием воспитательной роли семьи и школы. Но родители только тогда будут заниматься воспитанием своих детей, когда будет решена государственная проблема безработицы. Решив социальные вопросы, можно решить проблему беспризорности. Порочный круг. И нужно понять, что сколько бы ни делало вливаний государство в сферу образования (а сейчас недостаточное бюджетное финансирование), его будет всегда мало: потому что количество беспризорников растет, а их родители все больше погружаются в пучину своих бед и "пристрастий".
А если говорить о потребности в средствах организаций образования, то она обеспечивается из бюджетных источников менее чем на четверть. Следствием этого стало снижение доступности образования для населения, особенно в системах дошкольного воспитания и обучения, начального и среднего профессионального образования.
Обострение проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей — неохваченность их системой образования, отсутствие механизма их обеспечения рабочими местами обусловило рост преступности среди этой категории подростков и молодежи.
Школа диалога культур
I. Исходные предпосылки. Мы исходим из того, что школа призвана подготовить человека, способного отвечать не только требованиям уже сложившейся, наличной ситуации, претендующим на всеобщую нормативно ...
Факторы, побуждающие учащихся к активности
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие: Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо у ...