В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Не следует думать, что существующие поощрения не эффективны, что они “не работают”. Даже положительная мимическая реакция педагога или лаконичное одобрение — это совсем немало, ибо улыбка и теплое слово, как хлеб, никогда не надоедают. Приветливое и радушное лицо педагога — это поистине педагогический вклад.
Что касается похвалы, то она требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться медвежьей услугой или быть непедагогичной. Попробуем назвать основные из них.
• Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано ребенку от природы: способности или внешние данные. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против учителя.
• Не следует при классе хвалить ученика за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один ученик из класса подготовился к уроку, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине.
• В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, те одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить “козлов отпущения” — дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить — как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы.
• Дети очень охотно и преувеличенно приписывают учителям “любимчиков”, и у учителей действительно и обоснованно есть более приятные для них ученики, но хвалить их нужно с учетом этого момента.
Остановимся теперь на поощрении с помощью учебных оценок. В принципе, оценка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использования оценки как стимулирующего средства, и потому нужно стремиться делать это наилучшим образом. Любой педагог тонко чувствует влияние его оценки на учащихся, улавливает те моменты, когда можно немного завысить оценку с целью поддержки и поощрения. В большинстве случаев интуиция и доброжелательность учителя служат хорошими советчиками, однако все же следует указать на некоторые типичные ошибочные позиции.
Некоторые педагоги обесценивают свои оценки их постоянным завышением, что происходит либо по причине мягкости характера учителя, либо из-за его слабых знаний. “Пятерки” такого учителя утрачивают свою функцию стимулирования.
• Педагоги противоположного типа очень скупы на хорошие оценки, считая, что это повышает требовательность и уровень знаний учащихся. Можно было бы согласиться с таким “чистым” использованием оценки, но такие учителя зачастую не скупятся на заниженные оценки.
• Довольно типична инертность педагогов в оценивании отдельных учеников, принимающая характер ярлыка, клейма на его уровне знаний. Давно замечено, что ученику трудно вырваться за пределы его репутации у данного учителя; так, если он “троечник”, учитель очень неохотно ставит ему “четверку” за контрольную работу, которая этого заслуживает. “Наверное, списал”, — думает учитель и считает “четверку уколом для своего профессионального самолюбия. Бывает, что ученик всеми силами старается перейти с “четверки” на “пятерку”, но учитель, уверенный, что этот ученик не может знать на “5”, находит возможность “поставить его на место”.
Существует еще один метод положительного подкрепления, который можно назвать созданием ситуации успеха. Он также направлен на укрепление веры ученика в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо поощрения. Это может быть особая помощь ученику в подготовке уроков, предоставление выигрышного материала для выступления на уроке (реферата, доклада), предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, организация помощи со стороны сильного ученика и тому подобное. Уместно вспомнить классический эксперимент американских психологов. Они измерили с помощью тестов уровень интеллекта у учеников одного класса, а потом сжульничали, объявив, что лучший результат показал один из слабых учащихся. Через несколько месяцев этот ученик существенно улучшил свою успеваемость, чего с ним раньше никогда не было. Конечно, трудно “тиражировать” данный прием в школьной практике, но как пример создания ситуации успеха он весьма поучителен.
Очень мало пока используется в наших школах такое средство стимулирования как организация соревнования учащихся. В последние годы на слово “соревнование” пала тень советского периода, когда различные соревнования в рамках организаций (сбор макулатуры и металлолома, соревнование звеньев, а также “социалистическое соревнование”) действительно часто носили формальный характер. Создалось впечатление, что соревнование — это вообще что-то вымученное, навязанное и нехарактерное для людской мотивации.
Первичные понятие и простейшие свойства
Из основного курса вам известны понятия одночлена и многочлена от нескольких переменных. Вы знакомы также с понятием степени и знаете ее свойства: при умножении многочленов степени складываются, при ...
Высшая школа, или высшее профессиональное образование
Высшая школа в России - наиболее динамично развивающееся звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундамента ...